Социально-экономический образ жизни
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Социально-экономический образ жизни

Транспортными средствами служили телега (арба) — летом, сани (чана) — зимой с упряжкой обычно в одну лошадь. Для праздничных выездов впрягали две-три лошади. Для торжественных выездов верхом на лошади имелась искусно исполненные и красиво орнаментированные седла с высокой лукой.

Имущественные отношения жителей деревни, как и в городах, регулировались правовыми нормами шариата. Соблюдение их обеспечивалось судами. Личная, семейная и общественная жизнь людей строилась на нравственных нормах адата: хэлэл — дозволено, хэрэм — недозволено, гунах — осуждаемо. В соблюдении этих норм огромной была роль общественного мнения. В рамках "хэлэл" более свободными, чем в других странах ислама, были отношения между мужчинами и женщинами.

Культурная жизнь. Особенностью образа жизни Волжской Булгарии в XI—XIII вв. стало формирование общей духовной культуры. Общая духовная культура, наряду с общим языком, общей территорией в совокупности с исламскими ценностями, явилась важным фактором сплочения булгарского общества.

Очень высоко ценились знания. Школьное образование было связано с сетью мечетей. Имам любой мечети одновременно являлся и учителем, обучающим мальчиков школьного возраста своей махаллы. Обычно грамотными были и жены имамов — остабикэ (учительница). Они обучали девочек своей махаллы. При соборных мечетях были открыты медресе — учебные заведения более высокого уровня. Обучение велось на местном литературном языке тюрки — древне-татарском языке, являвшемся государственным языком. Письменность была основана на арабской графике. Многие ученые утверждают, что булгары названы так благодаря их высокой культуре. По мнению болгарского ученого Хрис-то Тодорова (1981), слово "булгар" происходит от древнетюркского "ба-лыг" — город, и "ар" — человек, что означает житель города, оседлый, горожанин. Абу Хамид ал Гарнати, дважды посетивший Волжскую Булгарию в 1131 и 1153 гг., писал: "А смысл слова "булгар" — ученый и человек" (ученый человек). В.М. Флоринский (1894) заметил, что имя булгар — "человек, достигший богатства, богатый, созидающий благо, богач, соответственно слову боляр — большой человек, аристократ — боярин". А.Л. Шлёцер (1735—1809), немецкий историк, служивший в России и имеющий труды по русскому летописанию, отмечал, что древние; булгары составляли сильный народ, живший на Волге.

В Волжской Булгарии сформировался, значительный слой духовно-просветительской, образовательной, научной и художественной интеллигенции. После получения образования в местных медресе многие молодые люди продолжали учебу в медресе Хорезма, Бухары, Нишапура (северо-восточный Иран), Сирии (Шам), Египта. Зная арабский и персидский языки, они глубоко изучали исламскую теологию и были хорошо знакомы с научными трудами многих ученых своего времени. Одним из таких авторитетов был тогда Абу Хамид ал Газали (1058—1111) — теолог, философ из города Туса (Хорасан), творивший в Нишапуре). В своих трудах Газали стремился к компромиссу между теологией и естественными науками, писал о нейтральности логики, математики и большей части физики по отношению к содержанию религиозных догматов, о нужности этих дисциплин для всех мусульман. Шакирдам (студентам) были знакомы труды и другого арабского ученого из Андалузии (Испания) Ибн Рушда (1126—1198), проповедовавшего идеи Аристотеля. Известны были шакирдам энциклопедичес- 1 кие словари арабского ученого Якута ал Хамави (1178/80—1229) I (биографический — свыше 1000 слов, географический "Могнэмэл бил-дан" — словарь стран — около 16 000 слов).

Страницы: 1 2 3 4 5

Культура
В культуре (кинематограф, печать) началась резкая коммерциализация по американской модели массового искусства. В больших количествах закупаются фильма западного производства, российский кинематограф ориентируется на эти образцы. Однако не прекратилась деятельность отечественных режиссеров, создающих качественное кино (Н. Михалков, Э. Ря ...

Предмет экономической истории. Связь экономической истории с историей экономической политики
Будущему экономисту необходимо знать историю народного хозяйства. Изучение данного курса поможет лучше ориентироваться в настоящем, в том, что происходит в современной экономике, предусмотреть будущее. Предметом изучения экономической истории является изучение хозяйственной деятельности народов разных стран, развития их производительных ...

Основные формы работы по углубленному изучению гербов
С целью всестороннего изучения гербов можно использовать следующие формы работы: 1. Чтение лекций и проведение уроков, специально посвященных истории гербов. (А в отдельных случаях материал о гербах можно (а иногда и обязательно) применять во время педагогической практики в процессе изучения самой истории, т.е. при проведении «чисто» и ...