Социально-экономический образ жизни
Страница 3

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Социально-экономический образ жизни

Транспортными средствами служили телега (арба) — летом, сани (чана) — зимой с упряжкой обычно в одну лошадь. Для праздничных выездов впрягали две-три лошади. Для торжественных выездов верхом на лошади имелась искусно исполненные и красиво орнаментированные седла с высокой лукой.

Имущественные отношения жителей деревни, как и в городах, регулировались правовыми нормами шариата. Соблюдение их обеспечивалось судами. Личная, семейная и общественная жизнь людей строилась на нравственных нормах адата: хэлэл — дозволено, хэрэм — недозволено, гунах — осуждаемо. В соблюдении этих норм огромной была роль общественного мнения. В рамках "хэлэл" более свободными, чем в других странах ислама, были отношения между мужчинами и женщинами.

Культурная жизнь. Особенностью образа жизни Волжской Булгарии в XI—XIII вв. стало формирование общей духовной культуры. Общая духовная культура, наряду с общим языком, общей территорией в совокупности с исламскими ценностями, явилась важным фактором сплочения булгарского общества.

Очень высоко ценились знания. Школьное образование было связано с сетью мечетей. Имам любой мечети одновременно являлся и учителем, обучающим мальчиков школьного возраста своей махаллы. Обычно грамотными были и жены имамов — остабикэ (учительница). Они обучали девочек своей махаллы. При соборных мечетях были открыты медресе — учебные заведения более высокого уровня. Обучение велось на местном литературном языке тюрки — древне-татарском языке, являвшемся государственным языком. Письменность была основана на арабской графике. Многие ученые утверждают, что булгары названы так благодаря их высокой культуре. По мнению болгарского ученого Хрис-то Тодорова (1981), слово "булгар" происходит от древнетюркского "ба-лыг" — город, и "ар" — человек, что означает житель города, оседлый, горожанин. Абу Хамид ал Гарнати, дважды посетивший Волжскую Булгарию в 1131 и 1153 гг., писал: "А смысл слова "булгар" — ученый и человек" (ученый человек). В.М. Флоринский (1894) заметил, что имя булгар — "человек, достигший богатства, богатый, созидающий благо, богач, соответственно слову боляр — большой человек, аристократ — боярин". А.Л. Шлёцер (1735—1809), немецкий историк, служивший в России и имеющий труды по русскому летописанию, отмечал, что древние; булгары составляли сильный народ, живший на Волге.

В Волжской Булгарии сформировался, значительный слой духовно-просветительской, образовательной, научной и художественной интеллигенции. После получения образования в местных медресе многие молодые люди продолжали учебу в медресе Хорезма, Бухары, Нишапура (северо-восточный Иран), Сирии (Шам), Египта. Зная арабский и персидский языки, они глубоко изучали исламскую теологию и были хорошо знакомы с научными трудами многих ученых своего времени. Одним из таких авторитетов был тогда Абу Хамид ал Газали (1058—1111) — теолог, философ из города Туса (Хорасан), творивший в Нишапуре). В своих трудах Газали стремился к компромиссу между теологией и естественными науками, писал о нейтральности логики, математики и большей части физики по отношению к содержанию религиозных догматов, о нужности этих дисциплин для всех мусульман. Шакирдам (студентам) были знакомы труды и другого арабского ученого из Андалузии (Испания) Ибн Рушда (1126—1198), проповедовавшего идеи Аристотеля. Известны были шакирдам энциклопедичес- 1 кие словари арабского ученого Якута ал Хамави (1178/80—1229) I (биографический — свыше 1000 слов, географический "Могнэмэл бил-дан" — словарь стран — около 16 000 слов).

Страницы: 1 2 3 4 5

Правление царевны Софьи и воцарение Петра I. Преобразования в первой четверти XVIII века: содержание, итоги, цена и последствия. Внешняя политика Петра I. Личность Петра Первого в оценках историков.
В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфакт ...

Полнота и точность сведений, содержащихся в источнике
В настоящее время не представляется возможным надежно выделить в тексте Ши цэи включения, не принадлежащие кисти Сыма Цяня. Объясняется это недостатками имеющихся в распоряжении ученых критериев подлинности текста. Для применения основного из них — хронологического — необходимо прежде всего установить дату, до которой Сыма Цянь довел с ...

Архитектура
В архитектуре происходит расцвет стиля модерн (новый). Архитекторы стремятся использовать новые материалы и придать им художественную выразительность (Щусев, Шехтель). ...