Социально-экономический образ жизни
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Социально-экономический образ жизни

Внутренняя обстановка жилых помещений довольно богата. Из мебели широко распространенными были красочно обитые орнаментированной жестью сундуки, специально оборудованный спальный уголок с постельными принадлежностями и занавеской, деревянные нары. Сохранились медная и глиняная посуда того времени, зеркала, замки, золотые и серебряные украшения.

Уже в то время уникальным сооружением была цитадель Казани — Кремль, обнесенный каменной стеной. Внутри Кремля размещались добротные каменные здания княжеского двора, мечети, военные и другие служебные помещения.

Изменился образ городской жизни. В отличие от прежних городов, являвшихся преимущественно центрами торговли, куда крестьяне несли свой товар домашнего производства на продажу, теперь город, как и в остальных странах Европы, "обзавелся" самостоятельным населением, занятым ремеслом и торговлей на постоянной основе. Денежную систему составляли булгарские дирхемы. Известны и чеканившиеся здесь продолговатые монеты — эз-гери. Увеличилась численность городской интеллигенции, выросла роль города как культурного центра. Отсутствие в Волжской Булгарии института крепостного права облегчало пополнение городов свободными людьми.

Деревенская жизнь. Изменения коснулись и деревни (ауыл). Крупные деревни, занимавшие удобное положение вдоль торговых путей, вырастали часто в города. В связи с увеличением плотности населения в центральной части государства деревенская зона страны расширяется в сторойу периферии. С освоением новых водных путей (Меши, Казанки, Свияги, Вятки, Тоймы, Ижа, Кили, Кар-галы, Шеш-мы, Челны, Мензели, Зая, Ика и др.) во всех этих районах возникли новые деревни, увеличилась плотность населения. Основной отраслью деревенского производства оставалось земледелие. Выросшие потребности в пахотных землях удовлетворялись за счет освоения новых земель. Это называлось "эшна ачу" — поднятие целины в доступных для обработки лесистых местностях. Для удовлетворения потребностей скотоводства шло освоение новых лугов, культивировались сенокосы, травосеяние.

Основными производителями полеводческой и животноводческой продукции были свободные крестьяне, которые наследственно пользовались своей землей и платили государству ясак (налог). Значительный слой сельского населения составляли арендаторы, которые за пользование землей землевладельцам платили натурой — отдавали определенную долю урожая (издольщина). Крупное землевладение было представлено в виде тархана. Это были земли, переданные ханом своим вассалам (князьям); земли, пожалованные во владение высшим государственным сановникам, а также влиятельным исламским священнослужителям на безъясачное (безналоговое) пользование. Значительную часть земли составляли ханские владения.

Дополнительными занятиями в крестьянских хозяйствах были домашние промыслы; обработка волокна, шерсти, кожи, древесины, а так- \ же ткачество, которым занималось большинство женщин. Часть продукции домашнего ремесла шла на рынок. По численности населения деревни были разные — от десятков до сотен домов. Располагались деревни, как правило, у источников воды, дома ставились на возвышенности. Более заметными стали национальные черты деревенской архитектуры. Дома обычно были четырехстенки. С тыльной стороны имелся пристрой — сени (ишек алды) с выходной дверью во двор и лестницей для подъема йа чердак (чорма). Обогрев домов был печным. В печь были вмазаны чугунные котлы для приготовления пищи. Главной чертой крестьянского двора была рациональная добротность. Компактно располагались жилой дом, хозяйственные постройки, навесы. Хозяйственные постройки состояли из срубов для скота, клетей, сарая, погреба. Баня ставилась за пределами двора. С булгарских времен было принято изготавливать ворота с украшениями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Стадии заката цивилизаций
Тойнби достаточно подробно описывает процесс заката цивилизации. С точки зрения английского ученого этот процесс проходит три стадии: надлома, разложения и гибели. Надлом начинается с «раскола в цивилизационной системе» и «раскола в душе». О превом говорит появление маргинализированных слоев, вступающих в конфронтацию с «правящим меньши ...

Духовная культурная жизнь в СССР в 50–60-х годах: «оттепель». Преодоление сталинизма
После ХХ съезда партии было ослаблено идеологическое давление на искусство, реабилитированы многие деятели искусства. 60-е годы писатель Илья Эренбург назвал «оттепелью ». Переосмысление советской истории началось задолго до ХХ съезда партии. Авторы стремились реально отобразить жизнь советского общества. Хрущев понимал, что репрессивн ...

Литература
В литературе утверждается жанр критического реализма . Писатели обличают пороки общества (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин и др.) А. Горький романтизирует революцию (Песнь о Буревестнике). В начале ХХ века происходит расцвет серебряного века русской литературы. Модернистки настроенные писатели отказываются от реалистического отображения д ...