Волжская Булгария в XI-XV веках. Укрепление общественного и государственного строя
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Волжская Булгария в XI-XV веках. Укрепление общественного и государственного строя

На юге Восточной Европы кыпчаки оставили богатое культурное наследие в виде курганов — погребений, в которых вместе с умершим воином погребался его конь. Учеными определены как специфически кыпчакские памятники многие каменные изваяния из общей серии так называемых "каменных баб", характерных для тюркских народов Европы и Азии со II тысячелетия до н.э. В данном случае речь идет о женских и мужских фигурах; высеченных из камня в районе Волги — Дона — Днепра, отнесенных известным европейским путешественником В. Рубруквисом к кыпчакским. Эти каменные статуи, выполненные в XI—XII вв., когда здесь жили кыпчаки, ставились на могилах и имели высоту 1,5—3,5 м. В. Рубруквис оставил и другие сведения о кыпчаках.

С точки зрения веры, кыпчаки стояли на уровне перехода от язычества к мировой религии. В Западном Кыпчакстане наряду с исламом, пришедшим сюда через Кавказ (Азербайджан, Дагестан), известное распространение имело христианство несторианского толка, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, впоследствии обвиненным в ереси. Несторианство, в отличие от официального христианства, признававшего "троицу", придерживалось догмата о том, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии стал мессией (сыном Божьим). Это толкование было ближе к распространенному среди тюркских народов представлению о едином боге на небе — "Бер Тангри". К тому же несторианские миссионеры разъясняли учение Иисуса Христа на понятном народу тюркском языке. Д. Исхаков полагает, что, возможно, христианство исповедовали вначале тюркизированные греки греческих колоний Причерноморья и Приазовья, которых называли тогда "орым" (урум).

Волжская Булгария имела постоянные торгово-экономические связи и с азиатскими кыпчаками, имевшими свое государственное образование в восточном Приаралье и низовьях Сырдарьи со столицей в городе Сыгнак — важном торговом центре своего времени. Указанные торговые, экономические, культурные связи Волжской Булгарии с Кыпчакстаном (западным и восточным) положили начало новому уровню языкового и культурного сближения кыпчаков и поволжских булгар. Особенно это относится к языку татар-мишарей, географически ближе расположенных к кыпчакам. Р. Г. Мухамедова отмечает, что кыпчаки участвовали в формировании булгарской народности. О степени близости этих двух языков — древне-татарского языка Волжской Булгарии и кыпчакского языка можно судить по "Словарю тюркских наречий" ("Деване лугат ат тюрк") известного филолога XI в. Махмуда Кашгари (1072—1074), а также по "Тюркско-арабскому словарю", составленному в 1245 г. в Египте и опубликованному в 1844 г. голландским ученым М.Т. Хоутсма, и другим исследованиям. Язык кыпчаков изучался и западноевропейскими учеными. Х.Ш. Махмутов отмечает, что наибольшую ценность в этом отношении имеет памятник XIII в. "Кодекс Куманикус" (1303), включавший 46 загадок, известных в тюркологии под названием куманских. Он обнаружил там около 20 близких параллелей с современными татарскими загадками.

Дальние связи. Внешние связи Волжской Булгарии в XI—XII вв. не ограничивались перечисленными странами. Продолжались и укреплялись ее связи с более дальними странами Европы и Азии. О Волжской Булгарии знали в Центральной Европе, о чем свидетельствуют соответствующие записи в Ауклинской летописи (по названию перевала на Карпатах) XII в. В 1997 г. на территории Казанского Кремля найдена чешская монета, датированная X в. и подтвержденная учеными Пражского университета, что свидетельствует о связях двух стран. В археологических материалах имеются предметы западноевропейского экспорта, в частности мечи, изготовленные в оружейных мастерских Среднего Рейна.

Развивались связи Волжской Булгарии с государством караханидов, существовавшим в X—XII вв. на территории южного Казахстана и северного Узбекистана со столицей в городе Тараз (Талас) на реке Талас. К Волжской Булгарии с юго-востока примыкало государство турков-огузов (западный Казахстан). Правитель этой страны носил титул "йабгу". Ибн Фадлан описывает свое пребывание по пути в Булгар в крепости Баб ат Тюрк, расположенной на плато Устюрт ("врата страны тюрков-огузов"). Он отметил, что булгарский правитель Алмас хан был зятем военачальника этой страны Этрэка, сына Катагана. В X—XII вв. продолжались связи Волжской Булгарии с Бухарой, где правила тюркская династия Газневидов, основанная Алп-Тегином (962).

Страницы: 1 2 3 4 5 

Политические реформы Хрущева
Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ: – подчинил МВД и КГБ местным партийным органам; – прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа; – на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина. В результате этих реформ ему удалось вывести из ...

Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года
В октябре 1997 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ об отставке А. Кажегельдина с должности премьер-министра Казахстана.10 октября 1997 года новым премьер-министром РК назначается Н. Балгимбаев. В октябре 1997 года Президент подписал Указ об объявлении с 10 декабря 1997 года столицей Казахстана г. Акмолы. Весной 1998 года Акмола б ...

Венчание на царство
Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. В декабре 1546 года 16-летний Иван посоветовался с митрополитом Макарием о своём желании жениться. Был устроен смотр невест. Выбор царя пал на Анастасию, дочь вдовы Захарьиной. При этом Карамзин говорит, что царь руководствовался не знатн ...