Культурная революция и культурная жизнь в СССР в 20 - 30-е гг. XX в.. Культурная революция (1917-1928 гг.)
Страница 1

История » Советское государство в 20-30 гг. XX в. » Культурная революция и культурная жизнь в СССР в 20 - 30-е гг. XX в.. Культурная революция (1917-1928 гг.)

Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявилось в культурной жизни общества.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в её развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему государственных и общественных организаций направляет развитие народного образования , культурно-просветительной работы, литературы, искусства, ведёт работу по идейно-политическому воспитанию народа в духе марксистско-ленинской идеологии. Государство финансирует все отрасли культуры, заботится о расширении их материальной базы. Начиная с первой пятилетки культурное строительство планируется в масштабах всей страны. Значительное место занимают вопросы культуры в деятельности профсоюзов и комсомола.

За годы социалистического строительства в советском обществе утвердилась марксистско-ленинская идеология. Была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечен высокий уровень образования всего населения.

Борьба за утверждение марксистской идеологии требовала прежде всего организации социалистических сил. в 1918г. Была открыта Социалистическая Академия, основная задача которой разработка актуальных проблем теории марксизма, в 1919г. коммунистический университет им. Я. М. Свердлова для пропаганды коммунистических идей и подготовки кадров идеологических работников.

Становление марксистского обществоведения было тесно связано в перестройкой преподавания общественных наук в университетах и вузах. Она началась в 1921г, когда декретом Совнаркома РСФСР был принят новый устав высшей школы, ликвидировавший её автономию.

С победой социалистической революции коренным образом изменилась сущность отношений между государством и религиозными организациями. Отделение церкви от государства и школы от церкви (декрет СНК от 23 января 1918г.), широкое развёртывание атеистической пропаганды среди населения способствовали освобождению культуры от влияния церкви. Главной задачей партии было содействовать «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков…»[1]. Ленин называл религию среди главнейших проявлений пережитков , остатков крепостничества в России.

Ученые-коммунисты объединялись в общества для научной разработки, популяризации и пропаганды марксизма-ленинизма: в 1924-1925гг. были созданы Общество воинствующих материалистов, Петроградское научное общество марксистов, Общество историков- марксистов.

По мере общего улучшения экономического положения страны с 1923г. начался перлом в школьном строительстве. Рост государственных вложений, шефская помощь предприятий и учреждений, помощь сельского населения позволили начать переход ко всеобщему начальному обучению. необходимость этого диктовалась потребностями страны. завершавшей восстановление народного хозяйства и стоявшей на пороге социалистической революции. В августе булл принят декрет « О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». По переписи населения 1926г. число грамотного населения в республике выросло вдвое по сравнению с дореволюционным временем. Продолжали функционировать рабочие факультеты, открытые в 1919г. по всей стране.

Для культурно-политического просвещения народа использовались средства массовой информации. Наряду с периодической печатью всё большее распространение получало радиовещание. К 10-летию советской власти в Москве начала работать радиостанция им.Коминтерна – самая мощная радиостанция на данный момент в Европе. Новой формой политико-воспитательной и культурно-просветительной работой стала монументальная пропаганда: в соответствии с ленинским планом в первые годы после революции были заложены и открыты десятки памятников выдающимся мыслителям и революционерам, деятелям культуры: Марксу, Энгельсу, обелиск Советской конституции. В первые годы Советской власти сложилась традиция массовых праздников, посвященных революционным датам. Проводилась большая работа по привлечению трудящихся к театру, изобразительному искусству, классической музыке. Для этого организовывались целевые бесплатные спектакли и концерты, лекции бесплатные экскурсии в художественные галереи.

Страницы: 1 2 3

Этнические процессы в регионе в XVI—XIX вв.
История среднеазиатских государств XVI—XIX вв. проходила под знаком особого влияния узбекских династий и узбекского этноса, который сам переживал сложный процесс этногенеза, начиная с XIV в. Он с XVI в. формировался также и путем перехода многих племен, явившихся основным эт-нообразующим элементом узбеков, от кочевого к оседлому образу ...

Время Шейбанидов
Внук Абулхайра Мухаммед Шейбани (1451—1510) продолжил дело деда. Он не раз терпел неудачи, спасался бегством, но постепенно подчинил себе других кочевых ханов и с 1499 г. уже вел систематическое завоевание Средней Азии, тем более, что под давлением других кочевых объединений тюркских племен вынужден был отступать из степей между Аралом, ...

Первые годы правления Петра I
Пока Петр был отстранен от власти Софьей, он в селе Преображенское организовал собственную армию и флот, которые современники назвали «потешными полками ». Свою армию Петр учил по европейским образцам. Постепенно в окружении Софьи зрел заговор сделать Софью царицей. В августе 1689 года в Кремле распространился слух, что Петр идет на Кр ...