Обсуждение и принятие Конституции 1993 года
Страница 2

История » Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.) » Обсуждение и принятие Конституции 1993 года

Форма правления. По предложению Президента, Верховному Совету и общественности были предложены идеи о включении в проект Конституции статей о роспуске парламента Президентом, создании двухпалатного парламента, импичменте Президента и возможности принятия Конституции путем референдума. Эти предложения были в основном поддержаны оппозицией, но отвергнуты Верховным Советом.

С точки зрения оппозиции, проект Конституции не отражал реалии жизни республики. В январе 1993 года оппозиционные партии и движения направили обращение депутатам Верховного Совета с призывом не принимать проект в предложенном виде. Их аргументы сводились к следующему:

Проект Конституции не прошел установленных процедур прохождения законопроектов, не в полной мере учтены оценки независимых экспертов, в том числе международных;

Отсутствовал механизм учета замечаний и предложений граждан и организаций;

Проект Конституции не содержит гарантий соблюдения принципа соблюдения прав и свобод человека.

Народ отстранен от участия в управлении государством, поскольку лишен права законодательной инициативы через партии и общественные организации и права на референдум;

5. Проект не содержит гарантий против возможности узурпации власти из-за: а). отсутствия механизма импичмента, б). отсутствия механизма роспуска парламента.

Наконец, все критики проекта были едины в том, что этот парламент не имеет ни морального, ни юридического права принимать новую Конституцию, потому что, во-первых, треть депутатов избрана от общественных организаций, которые уже не существуют и, во-вторых, сам парламент был избран еще в Казахской ССР. Оппозиция призвала вынести проект Конституции на референдум, или принимать ее после выборов нового парламента.

Тем не менее, в октябре 1992 года были подведены официальные итоги всенародного обсуждения проекта Конституции. Согласно им, проект обсуждался в течение четырех месяцев, в печати было опубликовано более 500 материалов, в обсуждении приняло участие более 3 млн. человек, то есть практически каждый третий казахстанец. В официальном заявлении Верховного Совета сообщалось, что, с учетом пожелания народа, не приняты предложения о федеративном устройстве страны, государственном двуязычии, формировании двухпалатного парламента.

По иронии судьбы, в декабре 1992 года, только что начавший выходить еженедельник "Панорама" опубликовал данные социологического опроса, проведенного агентством "Бриф" в ноябре среди алма-атинцев, внеся свою "ложку дегтя в бочку меда" официальных итогов. Согласно этим данным, каждый второй алма-атинец вообще не читал проект Конституции (т.е. почти 50%), в официальном обсуждении приняло участие 4% опрошенных, 71% выступил за государственное двуязычие, 34% - за федеративное устройство страны, 33% - за двухпалатный парламент.

28 января 1993 года за проект Конституции Верховный Совет проголосовал почти единогласно (309 из 312 голосов). Первая Конституция суверенного Казахстана стала реальностью.

Страницы: 1 2 

Хронология важнейших экономической истории событий
XIII-XIV вв. Расцвет цехового хозяйства (городского ремесла) 1607 г. Основание первого английского поселения в Северной Америке 1694 г. Основание Английского банка 1703 г. Открытие первой официальной биржи в России 1769 г. Выпуск бумажных денег в России II половина XVIII - нач. XIX в. Промышленный переворот в Англии 1825 г. Первый ...

Россия в последней четверти XVII века
После смерти царя Алексея Михайловича на престол вступил Федор Алексеевич (1676–1682), которого поддерживала семья Милославские , родственники первой жены Алексея Михайловича. Нарышкины , родственники второй жены Алексея Михайловича, были удалены от двора. Федор Алексеевич часто болел, был слабовольным. Федор был дважды женат, но дете ...

Ранние государственные образования древнего Татарстана
Постановка вопроса. Человек как субъект социума постоянно изменялся. Не оставался неизменным и социум. Родовое общество с одними социальными характеристиками (со своей формой управления, своими традициями, духовно-психологическим привыканием людей друг к другу, идеалами, языком) переросло в родоплеменное общество, которому были присущи ...