Обсуждение и принятие Конституции 1993 года
Страница 2

История » Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.) » Обсуждение и принятие Конституции 1993 года

Форма правления. По предложению Президента, Верховному Совету и общественности были предложены идеи о включении в проект Конституции статей о роспуске парламента Президентом, создании двухпалатного парламента, импичменте Президента и возможности принятия Конституции путем референдума. Эти предложения были в основном поддержаны оппозицией, но отвергнуты Верховным Советом.

С точки зрения оппозиции, проект Конституции не отражал реалии жизни республики. В январе 1993 года оппозиционные партии и движения направили обращение депутатам Верховного Совета с призывом не принимать проект в предложенном виде. Их аргументы сводились к следующему:

Проект Конституции не прошел установленных процедур прохождения законопроектов, не в полной мере учтены оценки независимых экспертов, в том числе международных;

Отсутствовал механизм учета замечаний и предложений граждан и организаций;

Проект Конституции не содержит гарантий соблюдения принципа соблюдения прав и свобод человека.

Народ отстранен от участия в управлении государством, поскольку лишен права законодательной инициативы через партии и общественные организации и права на референдум;

5. Проект не содержит гарантий против возможности узурпации власти из-за: а). отсутствия механизма импичмента, б). отсутствия механизма роспуска парламента.

Наконец, все критики проекта были едины в том, что этот парламент не имеет ни морального, ни юридического права принимать новую Конституцию, потому что, во-первых, треть депутатов избрана от общественных организаций, которые уже не существуют и, во-вторых, сам парламент был избран еще в Казахской ССР. Оппозиция призвала вынести проект Конституции на референдум, или принимать ее после выборов нового парламента.

Тем не менее, в октябре 1992 года были подведены официальные итоги всенародного обсуждения проекта Конституции. Согласно им, проект обсуждался в течение четырех месяцев, в печати было опубликовано более 500 материалов, в обсуждении приняло участие более 3 млн. человек, то есть практически каждый третий казахстанец. В официальном заявлении Верховного Совета сообщалось, что, с учетом пожелания народа, не приняты предложения о федеративном устройстве страны, государственном двуязычии, формировании двухпалатного парламента.

По иронии судьбы, в декабре 1992 года, только что начавший выходить еженедельник "Панорама" опубликовал данные социологического опроса, проведенного агентством "Бриф" в ноябре среди алма-атинцев, внеся свою "ложку дегтя в бочку меда" официальных итогов. Согласно этим данным, каждый второй алма-атинец вообще не читал проект Конституции (т.е. почти 50%), в официальном обсуждении приняло участие 4% опрошенных, 71% выступил за государственное двуязычие, 34% - за федеративное устройство страны, 33% - за двухпалатный парламент.

28 января 1993 года за проект Конституции Верховный Совет проголосовал почти единогласно (309 из 312 голосов). Первая Конституция суверенного Казахстана стала реальностью.

Страницы: 1 2 

Идейно-политическая борьба в обществе, в коммунистической партии в 20-е годы
Проиграв выборы в Учредительное собрание (6 января 1918), большевики установили режим пролетарской диктатуры. Это, а также подписанный унизительный Брестский мир (март 1918), стало одной из причин, спровоцировавших гражданскую войну (1918-1920). Во время войны и послевоенного восстановления экономики выборные органы, Советы, утратили ре ...

Ранние государственные образования древнего Татарстана
Постановка вопроса. Человек как субъект социума постоянно изменялся. Не оставался неизменным и социум. Родовое общество с одними социальными характеристиками (со своей формой управления, своими традициями, духовно-психологическим привыканием людей друг к другу, идеалами, языком) переросло в родоплеменное общество, которому были присущи ...

Культура в 30-е годы
В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский . С 1930 года было вве ...