С ростом городов (центр ремесла и торговли) образовывались различные типы хозяйственных архивов. Однако первое место по своей значимости и объемам занимали архивы городской администрации, которые наиболее полно отражали основные хозяйственно-административные функции средневековых городов. Городские архивы, которые сначала помешались в монастырях, а затем в ратушах, окончательно оформились в связи с образованием органов городского самоуправления. Фискальная и хозяйственная деятельность городских властей порождала многочисленную финансовую, статистическую и экономико-управленческую документацию, которая хранилась при канцелярии городского совета. Пример –архив Женевы. 1 этап управл. – духов-во управляет городом, несистематизированное накопление и хранение экономической документации вместе с дипломатической, юридической и т.д. Экон. документы хранились в самих монастырях или феодальных поместьях вместе с матер.ценностями.
Второй этап формирования архива – с ростом города и укреплением его политических и экономических позиций многие важные документы, подтверждающие права церквей и светских феодалов на владение какой-либо собственностью, находившейся в черте города или вблизи от него, били перенесены в городской собор Св. Петра (счетные книги, записи о поступлениях продовольствия в городские склады и монастыри, первичные статистические данные о населении города, собираемые в целях налогообложения, планы городских общественных зданий и церквей, сведения о доходах города, получаемых от торговых сделок и сбора тех или иных пошлин.)
Третий этап - управление городом в специально построенную для этого ратушу, куда вместе с советом по муниципальному управлению был перенесен и городской архив. Если в аппарате прежнего правления выделялись только две административные структуры — секретариат и городское казначейство, то теперь хозяйственные функции выполнялись уже несколькими подразделениями Совета, важнейшим из которых стало контрольно-финансовое подразделение, проводившее систематические проверки правильности ведения финансовых документов.
Формирование хозяйственных документальных комплексов по функционально-видовому признаку например, «Налоговые книги», «Книги счетов», «Планы стоительства».
Документы в ратуше хранились до XVI в. в различных бюро центральной администрации, что, естественно, отражалось на их сохранности. С работы над описями, которую, начиная с XVI в., стали проводить исключительно архивисты, принимавшие специальную присягу, начинается упорядочение дел в архиве, вводится учет и более логичная систематизация документов.
Анализируя особенности организации муниципальных архивов, нельзя не отметить их роль в интеллектуальной эволюции средневекового мира, в которой города также занимали центральное место
Хозяйство и общество
Мощная медно-рудная база зауральского пенеплена и достижения в области металлургии создали основу для стремительного хозяйственного освоения края и развития военного дела. Изобретение колесницы и жесткой узды с использованием костяных псалиев с шинами определили военные успехи аркаимцев, их способность к миграциям. В территориальных рам ...
Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане.
После присоединения к России в башкирском обществе сложились уникальные в истории формы землевладения и земельные отношения. Башкиры были признаны вотчинниками своих земельных владений. Специфика вотчинного права башкир заключалась в том, что оно носило общинный характер, и частная собственность на землю отсутствовала. Полноправные член ...
Государство Шривиджайя в VII—X вв.
Одно из наиболее значительных государственных объединений ста¬ло складываться на Восточной Суматре в VI—VII вв., когда с распа¬дом морской империи Бапном получили независимость соседние тер¬ритории в зоне Малаккского пролива.
В это время заметно активизировалась международная торговля в Южных морях, возрос ее объем. Иностранных купцов ...