Причины возвышения Москвы. Взгляды историков на этот процесс. Периодизация. Основные этапы
Страница 3

История » Возвышение Москвы и образование Российского государства » Причины возвышения Москвы. Взгляды историков на этот процесс. Периодизация. Основные этапы

Таким образом, наблюдаются различные мнения историков на причины возвышения Москвы. Эти различия заключается, прежде всего, в том, что такие историки, как Станкевич, Иловайский, Платонов, Ключевский как первопричину возвышения Москвы называют выгодное географическое, экономическое, политическое положение Москвы. Горский же вполне обосновано, довольно полно и доказано критикует эту точку зрения и как первопричину выдвигает усилившийся военный потенциал московского князя. https://sporttime96.ru набор для настольного тенниса. . Скамейки садовые купить купить уличную деревянную скамейку с металлическими ножками.

Так следует ли полагать, что вышеназванные историки, кроме Горского, не правы? Я считаю, что нет. Все эти факторы имели мест, несомненно. Но Горский безоговорочно прав, указывая, что возвышение Москвы начинается в конце XIII – начале XIV веков; географическое положение – лишь относительная безопасность Москвы, ни религиозный, ни экономический, ни политический факторы ещё не действуют; конкретные причины:

1. Личность Даниила Московского,

2. Усиливающийся военный потенциал Москвы за счёт прихода на службу московскому князю бояр со своими дружинами.

Так вот это первопричины усиления Москвы, начала её возвышения. А вышеназванные факторы такие, как географические, экономические, политические, идеологические, религиозные и другие – это последствия вышеназванных первопричин; причины дальнейшего возвышения Москвы.

Перейдём к рассмотрению периодизации процесса возвышения Московского княжества.

Рассматривая периодизацию процесса возвышения Москвы можно выделить четыре этапа:

1. 2-я половина XIII – середина XIV вв.

2. 2 пол. XIV - 1425г.

3. 1425 – 1453 гг. Феодальная война

4. Правление Ивана III и частично правление Василия III

Рассмотрим периоды возвышения Москвы подробнее.

Первый период: В этот период протекает два процесса:

1) формирование на северо-восточной Руси крупных феодальных центров (Тверское, Московское княжества и т.д.);

2) выделение из них сильнейшего - будущего ядра и политического центра в формировании централизованного государства.

Необходимо также учесть, что этот период в своих хронологических границах совпадает с периодом наибольшего дробления русских земель; XIV век является пиком раздробленности на Руси.

Складывание территории. Пользуясь своими средствами, московские князья постепенно выводили своё княжество из первоначальных тесных его пределов.

1. Первоначальная территория

В состав московской территории не входили Дмитров, Клин, Волоколамск, Можайск, Серпухов, Коломна, Верея.

Удел князя Даниила до захвата Можайска и Коломны занимал срединное пространство этой губернии по среднему течению р. Москвы с продолжением на восток по верхней Клязьме. Во владении князя Даниила находились уезды: Московский, Звенигородский, Рузский и Богородский с частью Дмитровского.

2 . Присоединение земель при Данииле и Юрии.

а) присоединение Коломны, Можайска, Переяславля-Залеского

Первый московский князь ДАНИИЛ врасплох напал на рязанского князя Константина, победил его, взял в плен и отнял у него Коломну, а у смоленского князя - г.Можайск. Кроме этого Даниил получил г. Переяславль-Залесский по завещанию бездетного переяславльского князя.

б) борьба Юрия Данииловича за Владимир

ЮРИЙ ДАНИИЛОВИЧ решился искать в Орде ярлыка на великое Владимирское и вступил в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом Ярославичем. Борьба велась в Орде путём интриг. Оба князя были убиты.

3 . Приобретения Ивана Калиты.

а) получение великокняжеского престола

В начавшуюся борьбу за политическое главенство на Руси между московскими и тверскими князьями активно вмешивались ханы Золотой Орды, стремившиеся не допустить усиления ни одной из борющихся сторон. Произвольной передачей ярлыка на великое княжение из одних рук в другие ханы стремились исключить возможность политического единения русских князей и всегда иметь предлог для очередного опустошительного погрома русских земель. Борьба против ордынского ига принимала на Руси все более острый и всенародный характер.

Крупнейшими выступлениями против захватчиков было восстание в Твери в 1327г., вызванное насилиями и побоями приехавшего из Орды ханского посла - баскака Чолхана и его людей.

Восстание в Твери использовал московский князь Иван Данилович Калита (1325-1340) для разгрома своего самого сильного соперника. Приняв участие в карательном походе монголо-татарской рати, посланной ханом Узбеком на Русь, Калита сумел направить ее удар только против Тверской земли. Вместе с монголо-татарами Калита жестоко расправился с тверичами и подверг Тверское княжество страшному погрому, надолго устранившему тверских князей от активной борьбы за политическое превосходство на Руси. Тверской князь сбежал в Псков, а в 1328г., Калита, заслуживший таким образом доверие хана, получил ярлык на великое княжение Владимирское (до 1332г. в совместном владении с суздальским князем).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

«Ленинградцам к новому году.
Сегодня населению города дополнительно к ежемесячным продовольственным нормам будет выдано: по пол-литра вина ─ рабочим и служащим и по четверти литра ─ иждивенцам. Исполком Ленсовета принял решение провести с 1 по 10 января 1942 года в школах и детских садах новогодние ёлки. Все дети будут угощаться праздничным обедом из д ...

Твор­че­ст­во Ле­о­нар­до да Вин­чи. «Ма­дон­на с цвет­ком».
Ху­до­же­ст­вен­ное на­сле­дие Ле­о­нар­до да Вин­чи ко­ли­че­ст­вен­но не­ве­ли­ко. Вы­ска­зы­ва­лось мне­ние, что его ув­ле­че­ния ес­те­ст­вен­ны­ми нау­ка­ми и ин­же­нер­ным де­лом по­ме­ша­ли его пло­до­ви­то­сти в ис­кус­ст­ве. Од­на­ко ано­ним­ный био­граф, его со­вре­мен­ник, ука­зы­ва­ет, что Ле­о­нар­до «имел пре­вос­ход­ней­ш ...

Уе­ди­нён­ное со­зер­ца­ние
Дос­то­вер­ных скульп­тур Ле­о­нар­до да Вин­чи не со­хра­ни­лось со­всем. За­то мы рас­по­ла­га­ем ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом его ри­сун­ков. Это или от­дель­ные лис­ты, пред­став­ляю­щие со­бой за­кон­чен­ные гра­фи­че­ские про­из­ве­де­ния, или ча­ще все­го на­бро­ски, че­ре­дую­щие­ся с его за­пи­ся­ми. Ле­о­нар­до ри­со­вал не толь ...