Введение
Страница 1

Москва на сегодняшний день является самым большим мегаполисом в мире.

Население этого города переваливает за 10000000 человек. И это не удивительно ведь Москва является крупным торговым и дипломатическим центром. Исторически сложилось, что Москва также один из крупнейших культурных центров мира. Более того, здесь находится ставка Патриарха – главы всех православных, вследствие чего Москва является крупным религиозным центром, потому и именуют её третьим Римом.

Москва - великий город! И это, несомненно. Но ведь известно из истории, что Москва до раздробленности на Руси не имела крупного политического значения и вообще не являлась сколь либо крупным городом, торговым и уж точно не являлась религиозным центром. Но именно московские правители смогли объединить русские земли, сделать Москву центром всего православия, создать впоследствии сильное и могущественное государство. Так почему же именно Москва смогла начать возвышение и в последствии стала таким центром объединения? Что этому способствовало? И самый главный вопрос: с чего это всё началось? Чтобы найти ответы на эти вопросы нужно выделить такое понятие, как процесс возвышения Москвы. Так же необходимо найти взаимосвязь между процессами возвышения Москвы и объединения русских земель. Но всё по порядку.

И всё же почему вопрос о возвышении Москвы важен для изучения истории нашей Родины? Дело в том, что история нашего современного государства начинается с середины XV века, когда великий князь московский

Иван III окончательно объединяет земли русские, титул великого князя сменяется титулом царь, а Московское княжество с присоединением последних территорий начинает именоваться не иначе, как Россия. И если не разобраться в причинах Возвышения Москвы, в фактах, событиях – то вряд ли можно будет понять и разобраться в причинах объединения Российских земель, сложно будет понять весь дальнейший процесс исторического развития нашей страны.

В истории России в досоветский период было два переломных события, в результате которых на многие века определялся общественный уклад, политический строй и международные взаимоотношения. Такими событиями были Возвышение Москвы и реформы Петра Великого. И вот почему: под владычеством московского государства на территории русских земель создаётся новое, по сути, государство. Это государство – Россия – не является приемником Руси Киевской. Здесь другая система управления, сбора налогов, другие взаимоотношения власти и народа. Россия является преемницей Московского княжества, которое с периода правления князя Даниила Александровича начинает постепенно расти, набирает военную и экономическую мощь – возвышается. Далее процесс возвышения сменяется процессом объединения русских земель под властью Москвы, и результатом этого объединения является государство, в котором мы живём. Трудно представить, что сейчас бы представляла Россия, если бы процесса возвышения Москвы не состоялось, какое княжество тогда бы начало объединение Руси, когда бы объединение состоялось и состоялось бы вообще. Но факт остаётся фактом: Москва дала нам Россию.

Говоря о реформах Петра Великого, буду очень краток: он “прорубил окно в Европу”. Его реформы резко продвинули Россию вперёд, сменили лицо русской монархии, сделав её неограниченной ни боярами и вообще никем, права дворянства резко “взлетели”, сделав их новой аристократией. Это также реформы образования, культуры, международных отношений, научной и общественно-политической мысли.

И всё же это уже совсем другая тема. Предметом рассмотрения в этой работе является Возвышение Москвы.

Рассмотрим историографию вопроса о причинах возвышения Москвы и объединения русских земель.

Эти вопросы изучали следующие историки: Карамзин Н. М.[1], Станкевич Н. В.[2], Соловьёв С. М.[3], Иловайский Д. И.[4], Ключевский В. О.[5], Экземплярский А. В.[6], Покровский М. Н.[7], Черепнин Л. В.[8], Горский А. А.[9] и многие другие.

Рассмотрим взгляды этих историков, отражённые в их трудах. Начнём с работы Карамзина Н. М. “История государства Российского”.

Страницы: 1 2

Признаки типологии цивилизаций
В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд: 1) цивилизации, которые никак не связаны ни с последующими, ни ...

Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия. Суть коллективизации
Новый курс социально-экономической политики Советской власти выражался, с одной стороны, в том, что были определены форсированные темпы развития, а с другой, в том, что саморазвитие индустрии происходило не пропорционально, с обеспечением явных приоритетов производству. В поисках средств потребления государство встало на путь перераспре ...

Научные знания
В царствование Ивана Грозного был создан грандиозный летописный свод. Он описывал всю историю человечества в виде смены великих царств. Венцом развития изображалось царствование самого Ивана IV. Летопись называлась "Лицевой свод", поскольку ее текст был иллюстрирован, написан "в лицах". Еще никогда не было на Руси ст ...