Толчок, данный в отношении просветительской деятельности в 1803 - 1804 гг. был очень силен и плодотворен. В 1804 г. правительство, несомненно, встало на правильную для того времени точку зрения. Созданные университеты имели задачи не только давать высшее образование своим питомцам, но и заботиться о правильной постановке учебного дела во всем учебном округе, потому что, по уставу 1804 г. университеты поставлены были во главе учебного дела в учебных округах. Университетский совет являлся окружным административным учреждением; при этом, по тому же уставу 1804 г., эти учреждения не были в чиновничьей зависимости от высшего начальства, в какой были попечители округов. Университеты пользовались значительной автономией. Эта автономия дана была для цели свободного развития науки, но она отражалась и на ходе их деятельности в качестве административных органов. И надо сказать, что советы университетов в то время выдерживали успешно столкновения даже с самим Комитетом министров, не говоря о Министерстве народного просвещения.
Они не только поставляли учителей, но и улучшали вообще состав педагогического персонала: до того времени директорами учебных заведений были обыкновенно отставные военные, люди для этого во всяком случае не пригодные, - и вот университетам удалось в значительной мере устранить это зло и добиться того, чтобы подбор этих начальников был несколько улучшен.
Согласно уставу 1804 г., в университетах на четырех факультетах готовили специалистов в области права, языкознания, медицины, физики и математики. Немало делалось и для совершенствования государственного аппарата, который нуждался в кадрах "исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием". В 1809 г. правительство ввело особые требования для чиновников. Начиная с определенного чина, они были обязаны иметь университетское образование или выдержать перед профессорами университета экзамены по русскому и иностранному языкам, праву, истории, географии, математическим дисциплинам, статистике. Все это повысило престиж университетов, особенно среди разночинной и мелкопоместной дворянской молодежи. Семьи же богатых и родовитых дворян традиционно связанные с военной и высшей гражданской службой предпочитали обучать своих детей в закрытых дворянских пансионах и лицеях (в Царском Селе, Ярославле, Нежине, Одессе), в военных училищах и кадетских корпусах. Поэтому неудивительно, что треть студентов в университетах были разночинцами. Внешне сословные различия оставались мало заметными. Все студенты носили единую форму, утвержденную в 1800г.
Ректора и преподавателей избирал совет профессоров, он же определял перечень учебных дисциплин и содержание курсов преподавания.
Поступки студентов разбирал университетский суд. Виновных могли заключить в карцер на срок от 3 до 14 суток.
Ливонская война
Ливонская война стала "делом всей жизни" Ивана IV Грозного[16] а К.Маркс замечал, что ее целью "было дать России выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой".
Ливония, созданная в XIII веке немецкими рыцарями-меченосцами, представляла собой в XIV веке слабое государство, по сути разделенное между Орд ...
Внешняя политика России в 1900–1917 годах. Причины и последствия участия в
Первой мировой войне. Союзнические блоки в Европе
Начало ХХ века характеризуется обострением международных отношений. Интересы старых мировых лидеров (Англии, Франции), стремившихся сохранить свои колониальные владения, сталкиваются с интересами новых лидеров (Германии), стремившихся приобрести себе колонии. Экономическое проникновение на новые для себя территории страны второго эшелон ...
Основные этапы и события Второй мировой и Великой Отечественной войны в
1939–1942 годах. Начало II Мировой войны
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу.
В ответ войну Германии объявляют Франция, Великобритания и страны от них зависимые. В соответствии с секретными протоколами к пакту о ненападении Молотова – Риббентропа СССР ввело свои войска в Западную Украину и Белоруссию. 28 сентября
СССР и Германия заключили договор о дружбе. По этом ...