Древний Татарстан. Система великих древних цивилизаций
Страница 1

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Древний Татарстан. Система великих древних цивилизаций

Общая характеристика. Венцом созидания, начатого человеком со времени неолитической революции, стали великие древние цивилизации, среди которых была и наша древняя цивилизация - Средне-волжская Булгария. Цивилизации эти, называемые еще "большие исторические этнонациональные культуры" (А.И. Ракитов, 1992), создавались в течение большого промежутка времени: с V тысячелетия до н.э. до I тысячелетия н.э. Среди наиболее древних обычно называют Египет и Китай, Двуречье и Иран, Индию и античный мир восточного Средиземноморья (Греция и Рим). Древняя цивилизация Средневолжской Булгарии относится к числу сравнительно молодых. Она возникла в I тысячелетии н.э.

Во всех регионах человек сохраняет себя как индивидуум со свойственными ему рациональными и духовно-психологическими характеристиками. Возвышается человек над самим собой благодаря установлению табу (запрета) на свои прихоти (привыкает придерживаться нравственных норм). Не менее важной для человека всегда была забота о красоте своего телосложения, что нашло отражение в вызывающих и сегодня восхищение скульптурных портретах времени древних региональных цивилизаций. Поэтому древние региональные цивилизации, хотя и возникали географически далеко друг от друга, проникнуты общечеловеческим духом и разумом, их становление и развитие шло в общегуманистическом направлении.

Наиболее общими показателями формирования и развития великих древних цивилизаций можно считать: становление семьи как устойчивого объединения; развитие вполне жизнеспособного производящего хозяйства (земледелие, скотоводство, ремесло, обмен); возникновение письменной культуры (начиная с III тысячелетия до н.э.); становление духовной культуры, объединяющей общество в социально-психологическом плане и регламентирующей нравственные отношения людей и нравственное поведение человека; формирование государства, составляющего политическую форму организации общества. При этом многие ученые особо выделяют государство и считают, что с его образованием в полной мере реализуется специфический человеческий феномен — социальная жизнь людей.

В то же время каждая великая древняя цивилизация уникальна, каждая имеет свое лицо и по-своему обогащала и развивала Земную цивилизацию. С точки зрения уяснения истории древнего Татарстана, для нас важны как общие тенденции, имевшие место в различных региональных цивилизациях, так и особенности проявления этих общих тенденций в отдельных регионах.

Долина реки Нил. В Африке она стала регионом древней египетской цивилизации, олицетворявшей развитое поливное земледелие, основанное на науке. В IV тысячелетии до н.э. в результате объединения племенных центров здесь возникло одно из первых государств, во главе которого стоял фараон (пер'о — большой дом).

Цивилизация Двуречья. Эта цивилизация оставила нам увековеченные на большом черном базальтовом столбе Законы Хаммурапи, царя Вавилона (Бабили). Это — один из самых значительных памятников правовой культуры II тысячелетия до н.э. Объявленное во вводной части этих законов положение о том, что Боги передали ему (Хаммурапи) царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", в дальнейшем повторялось во многих древних документах, в том числе и в поучениях Владимира Мономаха. Эти законы были усвоены и нашли своеобразное воплощение и в социальной жизни древней Средневолжской Булгарии.

Интересна описывающая жизнь древнего Шумера эпическая поэма "Сказания о Гильгамеше" — царе города У рука. В ней увлекательно рассказано не только о государственной жизни, но и о человеческой дружбе Гильгамеша с Энкиду, об их героизме во имя справедливости. По-своему решается вопрос о смертности людей: говорится, что вечной жизни для человека быть не может. В то же время герой находят волшебное растение, освобождающее человека от старости, но теряют его. Рассказывается о судьбе мертвых — об их страданиях от голода и жажды и необходимости оставлять в могилах пищу и воду, о приношении жертв в их память. Якобы от имени одного из очевидцев рассказывается об истории Всемирного потопа. Интересно еще и то, что в шумерской культуре известный языковед А. Каримуллин видит родство с тюркской языковой культурой.

Зороастрийский Иран, Оригинальная цивилизация этой страны в свою очередь дает много поучительного материала для понимания нашей древней истории. В объединенном Восточном и Западном Иране в VI в. до н.э. возникло мощное государство династии Ахеменидов, в составе которого оказались и тюркские народы Средней Азии (Бак-трия и Хорезм). Священная книга Зороастрийской религии древних иранцев (основатель - Заратуштра, пророк и реформатор, составитель * древней части Авесты, жил в промежутке Х-VI вв. до н.э.) свидетельствует о переходе иранцев еще в то время от племенных богов к общеиранскому Богу Ахурамазда - Богу Неба. Религия эта служила укреплению древнеиранского государства Ахеменидов. Придерживавшиеся зороастризма ирано-язычные земледельцы, жившие частично в Индии, назывались ариями.

Страницы: 1 2 3

Региональные конфликты
Предпринимались усилия и по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва с Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам а Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советского воинского контингента из Афг ...

Особенности развития Владимиро-Суздальского княжества и его культура
До середины XI-века Ростово-Суздальская земля управлялась присылавшимися из Киева посадниками. Ёе "княжение" началось после того, как она досталась Всеволоду Переславльскому и закрепилась за его потомками в качестве родовой "волости". Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Формирование её террито ...

Частная жизнь фараона
За долгое время существования Египта, как государства при дворе фараона сложился строгий этикет, следование которому было обязательным для всех. Например, назвать фараона по имени никому не разрешалось. Придворный предпочитал обозначать его безличным "Они", и "довести до Их сведения" становится официальной формулой в ...