Общая характеристика. Венцом созидания, начатого человеком со времени неолитической революции, стали великие древние цивилизации, среди которых была и наша древняя цивилизация - Средне-волжская Булгария. Цивилизации эти, называемые еще "большие исторические этнонациональные культуры" (А.И. Ракитов, 1992), создавались в течение большого промежутка времени: с V тысячелетия до н.э. до I тысячелетия н.э. Среди наиболее древних обычно называют Египет и Китай, Двуречье и Иран, Индию и античный мир восточного Средиземноморья (Греция и Рим). Древняя цивилизация Средневолжской Булгарии относится к числу сравнительно молодых. Она возникла в I тысячелетии н.э.
Во всех регионах человек сохраняет себя как индивидуум со свойственными ему рациональными и духовно-психологическими характеристиками. Возвышается человек над самим собой благодаря установлению табу (запрета) на свои прихоти (привыкает придерживаться нравственных норм). Не менее важной для человека всегда была забота о красоте своего телосложения, что нашло отражение в вызывающих и сегодня восхищение скульптурных портретах времени древних региональных цивилизаций. Поэтому древние региональные цивилизации, хотя и возникали географически далеко друг от друга, проникнуты общечеловеческим духом и разумом, их становление и развитие шло в общегуманистическом направлении.
Наиболее общими показателями формирования и развития великих древних цивилизаций можно считать: становление семьи как устойчивого объединения; развитие вполне жизнеспособного производящего хозяйства (земледелие, скотоводство, ремесло, обмен); возникновение письменной культуры (начиная с III тысячелетия до н.э.); становление духовной культуры, объединяющей общество в социально-психологическом плане и регламентирующей нравственные отношения людей и нравственное поведение человека; формирование государства, составляющего политическую форму организации общества. При этом многие ученые особо выделяют государство и считают, что с его образованием в полной мере реализуется специфический человеческий феномен — социальная жизнь людей.
В то же время каждая великая древняя цивилизация уникальна, каждая имеет свое лицо и по-своему обогащала и развивала Земную цивилизацию. С точки зрения уяснения истории древнего Татарстана, для нас важны как общие тенденции, имевшие место в различных региональных цивилизациях, так и особенности проявления этих общих тенденций в отдельных регионах.
Долина реки Нил. В Африке она стала регионом древней египетской цивилизации, олицетворявшей развитое поливное земледелие, основанное на науке. В IV тысячелетии до н.э. в результате объединения племенных центров здесь возникло одно из первых государств, во главе которого стоял фараон (пер'о — большой дом).
Цивилизация Двуречья. Эта цивилизация оставила нам увековеченные на большом черном базальтовом столбе Законы Хаммурапи, царя Вавилона (Бабили). Это — один из самых значительных памятников правовой культуры II тысячелетия до н.э. Объявленное во вводной части этих законов положение о том, что Боги передали ему (Хаммурапи) царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", в дальнейшем повторялось во многих древних документах, в том числе и в поучениях Владимира Мономаха. Эти законы были усвоены и нашли своеобразное воплощение и в социальной жизни древней Средневолжской Булгарии.
Интересна описывающая жизнь древнего Шумера эпическая поэма "Сказания о Гильгамеше" — царе города У рука. В ней увлекательно рассказано не только о государственной жизни, но и о человеческой дружбе Гильгамеша с Энкиду, об их героизме во имя справедливости. По-своему решается вопрос о смертности людей: говорится, что вечной жизни для человека быть не может. В то же время герой находят волшебное растение, освобождающее человека от старости, но теряют его. Рассказывается о судьбе мертвых — об их страданиях от голода и жажды и необходимости оставлять в могилах пищу и воду, о приношении жертв в их память. Якобы от имени одного из очевидцев рассказывается об истории Всемирного потопа. Интересно еще и то, что в шумерской культуре известный языковед А. Каримуллин видит родство с тюркской языковой культурой.
Зороастрийский Иран, Оригинальная цивилизация этой страны в свою очередь дает много поучительного материала для понимания нашей древней истории. В объединенном Восточном и Западном Иране в VI в. до н.э. возникло мощное государство династии Ахеменидов, в составе которого оказались и тюркские народы Средней Азии (Бак-трия и Хорезм). Священная книга Зороастрийской религии древних иранцев (основатель - Заратуштра, пророк и реформатор, составитель * древней части Авесты, жил в промежутке Х-VI вв. до н.э.) свидетельствует о переходе иранцев еще в то время от племенных богов к общеиранскому Богу Ахурамазда - Богу Неба. Религия эта служила укреплению древнеиранского государства Ахеменидов. Придерживавшиеся зороастризма ирано-язычные земледельцы, жившие частично в Индии, назывались ариями.
Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг.
Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стали главными вопросами во внешняя политике СССР после смерти Сталина. Н. С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных мирных инициатив. В 1955 г. На совещание глав правительства СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасно ...
Замыслы и достижения
Следуя оценкам, высказываемым в СМИ по-российски демократического толка, мы всегда натыкаемся на констатацию того, что перестройка свершилась. Что существует список безусловных побед, то есть достигнутых по замыслу перестройки целей. В отличие от авторов, допущенных к публичным высказываниям, у читателей, то бишь достаточно образованных ...
Герб города Ставрополя
Герб представляет собой четверочастный щит, в центре которого помещен крест "прямой" формы, разделяющий пространство на четыре поля. Крест занимает место почетной фигуры герба, окрашен в золотой цвет, по смыслу увязывается с название города (Ставрополь - Город Креста) и по изображению соотносится с городским флагом.
В н ...