Существует также древняя легенда об основании чешского государства. Согласно ей, после смерти последнего мужчины править стали мудрые женщины. Одной из них была Лиушь, которая обладала пророческим даром и умом. Затем она вышла замуж за простого землепашца, который затем стал I чешским князем. Поэтому "отец народа" - сам выходец из народа. Затем Лиушь передает бразды правления Пшемыслу (от него ведут свой род пшемысловцы). В 14 в. был установлен специальный обряд коронования чешских королей. Коронованный монарх должен пешком дойти до Вышеграда, где хранились лапти Пшемысла. Монарх должен был обойти алтарь, где лежали эти лапти, затем возвращался в Пражский град, где прикладывался к гробу св. Вацлава и возлагал себе на голову корону, которая должна была всегда оставаться на черепе или статуе св.Вацлава. После этого корона возвращалась на место.
В архитектуре господствовал романский стиль. Ротонда - круглый храм, рассчитанный на 20 человек. Ставилась, как правило, на вершине горы. Первые городские храмы также имели вид ротонды (собор св. Вита). Романский стиль характеризуется приземистостью, прочностью формы. Основная задача архитектуры в это время - укрепить жилье. Предметы роскоши - привозные. Но главное: здание должно было служить военным укреплением. Церковная архитектура в 11, 12, 13 вв. переживает эволюцию и появляются вытянутые храмы базиликального типа, темные внутри, с маленькими окнами. Они создают ощущение сакрального пространства. Позднее появляются всякие башни (сочетание круглой апсиды с вытянутой башней). Они создают ощущение торжественности, неприступности, сакрального пространства. Много фресок на библейскую тему. Позднее появляются и светские сюжеты, связанные с легендой Козьмы Пражского. Сюжеты обретают государственность и сакральность. Исторические персонажи изображаются подобно святым. Аналогов в европейской живописи этому нет. Им присущи застывшие иератические позы, некая наивность в изображении. Письменность использует либо витиеватую заглавную букву, либо миниатюру в романском стиле. Художники стремятся передать духовную наполненность персонажей, используя для этого сияющие краски и яркие образы.
В 13- нач. 14 в. происходит изменение форм в чешской живописи. Фигура удлиняется, появляются угловатые складки на одежде, ломкость, хрупкость, конкретное выражение лица. Образы насыщаются динамикой, вводятся надписи, в лице появляется ощущение объема. Для скульптуры романского стиля характерны порталы, т.е. чередование ленточного орнамента с лентой животных. Все это напоминает о мире сакральном и мире светском.
В 14 в. пресекается династия Пшемыславцев. Единственный наследник, Вацлав III, мог бы унаследовать польский и венгерский престол. Но он был убит неизвестным. Наследников у него не было. Идет борьба за трон, в Чехию вторгаются немецкие войска, хотя в стране и без того полно немцев. В итоге избирается Иоган Люксембург (не немец), который ориентирован на французскую культуру. Условием вступление на престол был брак с наследницей Пшемысловцев по женской линии. В нач. 14 в. формируется антинемецкая идеология. На чешском языке и в стихах пишется "Хроника Далимира"(1313). Он выступает против немцев. Чешская знать сумела сохранить славянский тип и национальную культуру. Засилья немецких феодалов как такового в Чехии не было. "Лучше утопить своего ребенка, чем научить его немецкому языку", - считали некоторые чехи. Формируется понятие "свое - чужое" и формируется чешское государственное сознание. Это относилось и к чешским немцам, т.к. многие, будучи этническими чехами, в душе были чехами. Государственный тип сознания превалирует.
Частная собственность
Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Берестове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя могло быть несколько таких волостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, которые м ...
Ответ крестьян на реформу.
1861 г. Обнародование Манифеста и «положений 19 февраля 1861 г.», содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые 5 месяцев этого года произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год – 1859 волнений. Фактически не было ни одной губернии, в которо ...
Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке
XVIII век стал одним из наиболее значительных этапов в развитии русской культуры. В течении этого столетия русская культура достигла того уровня развития, к которому шла Европа шла в течении 2–3 веков.
В истории русской культуры XVIII века выделяются два периода:
эпоха петровских реформ (первая половина XVIII века) и царствование Екат ...