Заключение
Страница 1

Что ж, мысленно пройден тернистый путь жителей блокадного Ленинграда. Пора подводить итоги, горькие для тех, кто пытался погубить этот могучий город, и радостные для отстоявших его .

Во-первых, нельзя не отметить, что сама битва за Ленинград, длившаяся более трёх лет, является самой продолжительной из всех в Великой Отечественной войны. Блокада же ─ без одиннадцати дней два года и пять месяцев ─ также беспрецедентна в мировой истории. Тем и объясняются некоторые «промахи» городских властей в организации как можно более эффективной обороны и защиты Ленинграда. Например, известно, что ещё в августе и начале сентября работали коммерческие столовые, и без карточек можно было купить практически любой высококалорийный, даже деликатесный, продукт. Если прислушаться ко всем логическим доводам, то обнаруживается, что первое снижение норм было сделано несколько поздно. Согласно всё той же логике, было необходимо проводить более чёткие мероприятия по массовой эвакуации населения в безопасные восточные района страны. Но настроенные на бескомпромиссную борьбу с фашизмом, ленинградцы не хотели покидать его, даже превосходно отдавая себе отчёт в том, какими могут быть последствия этого шага.

Но как бы то ни было, для Ленинграда с первых дней осады особое значение приобрели коммуникации, так как ими город не был обеспечен в полной мере. По тем немногим маршрутам, что находились в распоряжении советской стороны, Ленинград мог снабжаться всем необходимым, главным образом, продуктами питания, а также осуществлять эвакуацию. От наличия и состояния коммуникаций зависела вся жизнь Ленинграда и успех борьбы его жителей. Поэтому, когда в конце осени 1941 года навигация по Ладоге почти остановилась, а автомагистраль по озеру ещё не могла дать пользоваться всем своим потенциалом, нормы хлеба стали ничтожными. Позволю себе напомнить, что это были 250 гр. для рабочих и 125 гр. для остальных.

Ещё одно, казалось бы, не совсем логичное действие ленинградской парторганизации ─ увеличение норм 25 декабря до 350 гр. для рабочих и 200 гр. для всех прочих жителей. Впрочем, и его можно растолковать. Несмотря на огромный энтузиазм ленинградцев сражаться, их работа только на «одних морально-волевых» не могла продолжаться бесконечно. Чтобы народ поднялся духом, было потребно прибавить к его мизерному пайку хоть сколько-нибудь. Сказано ─ сделано. Но это предприятие было довольно опасно. Дело вот в чём: по Ладожской автодороге ─ основному связующему звену с внешним миром ─ Ленинград ежедневно получал по 700 тонн продовольствия, а потреблял 600 тонн в сутки (при расчёте на старые нормы). Путём нехитрых арифметических вычислений получаем, что запас составлял всего 100 тонн. Машины добирались из пунктов сброса всех грузов до города в общей сложности не менее двух дней, а тот невеликий резерв оставался в Тихвине, который находился не так уж и близко к Ленинграду. Учитывая, что месяц Тихвин был «под немцами» свыше месяца, не могла не существовать угроза нового захвата этого городка (тем паче, что противник прекрасно знал его стратегическую значимость). Если бы что-нибудь произошло бы в этом районе, положение Ленинграда стало бы сверхкритическим. Но, как известно, риск ─ дело благородное, и ставка была сделана на то, что психологический эффект возобладает над экономическим.

Страницы: 1 2

Первая и вторая Балканские войны
В начале XX века происходил подъем национально-освободительного движения балканских народов, а также обострялось соперничество великих держав на Балканском полуострове. Усиление национального и феодального угнетения со стороны султанской Турции, отказ ее правительства осуществить необходимые реформы и предоставить автономию Македонии ...

Страна и народы
К началу XIX в. территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. На этом пространстве проживало около 40 млн. человек, из них в Сибири — 3,1 млн. человек, на Северном Кавказе — около 1 млн. человек. Наиболее плотно были заселены центральные губернии. В 1800 г. плотность населения составляла здесь около ...

Государство Матарам в VIII — начале XI в. Расцвет и упадок Шривиджайи
К началу VIII в. в числе аграрных районов Центральной Явы од-ним из наиболее богатых был Матарам. Его правитель (рату) Санджайя выдвинулся среди центральнояванских местных князьков — ра¬ка; он был покровителем индуистского культа Шивы. Санджайя стал родоначальником династии Матарама, ему приписывалось покорение яванских, малайских и даж ...