Южное направление

На рубеже XIV–XV веков осложнились отношения Руси и Орды. Мелкий среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан)

начал завоевание Средней Азии и на рубеже 80–90-х годов XIV века он подчинил себе Золотую Орду. В ходе войны Тимур в 1395 году

дошел до Ельца. Ему навстречу вышел князь Василий I Дмитриевич (1389–1425),

но битва не состоялась из-за того, что основной задачей Тимура была не продолжительная война с Русью, а покорение Золотой Орды. Война Орды с Тимуром усилили процессы ее распада, что позволило Руси отказаться от посылки дани. Однако в 1399 году

власть в Орде захватил Едигей

, который в 1408 году совершил поход на Русь

и дошел до окрестностей Москвы. Нашествие Едигея было для Василия Дмитриевича было неожиданным и он не успел к нему подготовиться. Едигей получил от Москвы выкуп и восстановил зависимость Руси от Орды.

Полностью иго было ликвидировано при Иване III Васильевиче.

В 1476 году он отправил посольство к хану, но отказался ехать сам, на чем настаивал хан. После 1476 года Иван III уже дани не посылал.

В июне 1480 года

хан Ахмат выступил в поход против Руси. Поход был поддержан Ливонским орденом, который напал на Псков, и Литвой. В августе – сентябре проходили отдельные стычки русских и ордынских отрядов. В начале октября 1480 года русские и ордынские войска встретились на реке Угра

. Две недели хан Ахмат ожидал подхода литовских войск Казимира и вел переговоры с Иваном III. Но Казимир не пришел, а Ивана III поддержал крымский хан Менгли-Гирей

. В условиях двусторонней опасности и бескормицы из-за рано наступившей зимы 11 ноября 1480 года Ахмет прекратил переговоры, отказался от своих требований и ушел из русских пределов. Так закончилось 240-летнее ордынское иго.

Вновь восточное направление стало главным во внешней политике Руси в середине XVI века при Иване IV Васильевиче Грозном. Он стремился поставить под свой контроль важный торговый путь по реке Волга. Но этому мешали Казанское и Астраханское ханства. Кроме того, Казанские татары постоянно совершали набеги на русские территории, разоряли их и уводили людей в рабство. Защита южных границ отвлекала силы от борьбы за балтийское побережье. Иван Грозный совершил три похода против Казани. В каждом походе его поддерживали местные народы (мордва, чуваши), добровольно принимавшие русское подданство. В августе 1552 года

была начата осада Казани, которая закончилась 1 октября 1552 года на праздник Покрова Богородицы

. В честь взятия Казани Иван Грозный построил в Москве на Красной площади храм Покрова на рву (собор Василия Блаженного). 1556 году присоединено Астраханское ханство, к 1557 году закончилось присоединение Башкирии

, разделенной между Казанским и Сибирскими ханствами, Ногайской Ордой.

Присоединение Казани и Астрахани благотворно сказалось на внешнеполитическом положении России: были ограничены возможности для агрессии со стороны Крымского ханства, происходит продвижение России на Кавказ. Для обороны южных границ начато строительство Тульской засечной черты

. Поселенцы вдоль засеки освобождались от налогов, получали снабжение и должны были вести оборону. В основном у засеки селились казаки.

Летом 1571 года

крымский хан воспользовался слабостью Москвы и совершил набег. Он дошел до московского посада и сжег его. Дипломатам Ивана Грозного удалось откупиться от захвата Кремля. В 1572 году

хан попытался повторить поход, но был остановлен в 50 км от Москвы и разбит. После этого крымская угроза на много лет была устранена.

Нашествие кочевников
В III—VI вв. в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов, достигший затем в Европе границ Римской империи. Он начался с переселения южных гуннов (нань сюнну), сяньбийцев, ди, цянов, цзе и других племен, которые с севера постепенно перемещались на Среднекитайскую равнину — колыбель этнической общности древ ...

Рисковое начало
Дом, в котором провел свое детство Цзян Чжунчжэн, сохранился и сейчас. Он стоит на самом краю селения среди действительно живописнейшего пейзажа, окруженного горами. В комнатах этого дома постоянно слышен грохот водопадов и шум протекающей рядом горной речки. Говорят, что в детстве в ней бесстрашно резвился Цзян, что за ним вообще был ...

Выбор веры
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерн ...