Реформы 90-х годов в Татарстане. Демократическое движение в Татарстане
Страница 2

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Реформы 90-х годов в Татарстане. Демократическое движение в Татарстане

В плане оговаривалось усиление социальной ориентированности экономики: повышение зарплаты, увеличение производства продуктов питания и промышленных товаров широкого потребления, услуг, строительства жилья. Однако социальная область оставалась без достаточного финансирования и ее программа заранее была обречена на невыполнение. В области сельского хозяйства предполагалось, что с 1987 г. будут установлены твердые задания по сдаче в общесоюзный и российский фонды мяса, молока, яиц, картофеля, плодоовощной продукции. Для удовлетворения местных республиканских нужд планировалось направить все остатки, дополняя их за счет продукции подсобных хозяйств предприятий, личных хозяйств населения, коллективного садоводства и огородничества.

Иначе отнеслась к объявленной командой Горбачева перестройке демократически ориентированная часть общества, особенно из числа ученых, писателей, поэтов, деятелей искусства. Они приветствовали перестройку как процесс в ходе которого можно будет выйти за ныне установленные ее рамки и идти по пути решения в целом уже ясных проблем национального возрождения. Вскоре после заявления Горбачева в июне 1988 г. о том, что "выдвигается задача коренной реформы политической системы", группа интеллигенции, вынашивавшая идею национального возрождения, выступила с инициативой создания своей организации под названием Татарский общественный центр (ТОЦ). Сам процесс перехода от формирования идей татарского национального возрождения к их легальному разъяснению в массах произошел гораздо раньше — со времени объявления гласности и плюрализма мнений. К 1988 г. в республике уже успели вырасти легальные проповедники идей национального возрождения, такие как поэтесса Фаузия Байрамова и другие. В октябре 1988 г. в печати появилась статья одного из инициаторов создания ТОЦ доцента Казанского университета Марата Мулюкова под названием "С уважением к себе и другим". Назвав ТОЦ "демократическим движением" многонационального Татарстана, Мулюков поведал общественности его цели: завоевание Татарстаном статуса союзной республики; расширение связей с зарубежными странами; придание татарскому языку в Татарстане статуса государственного языка; достижение экономической самостоятельности.

Часть татарстанцев, воспитанных в духе "интернациональной еди-нодержавности", вначале была, в определенном смысле, шокирована появлением на политической арене непривычной для советского времени национальной организации. Некоторые общественные силы, поддерживая определение Горбачева "национализм в любой форме слеп", на страницах газеты "Вечерняя Казань" пытались обвинить ТОЦ в том, что он якобы добивается отделения Татарстана от России. Вскоре большинство татарстанцев (татар, русских, других национальностей) стало относиться к ТОЦ и его программе с пониманием. Прежде всего это относилось к молодежи. В принципе объявленная ТОЦ программа не вызвала противодействия со стороны руководства республики. Оно понимало, что получение статуса союзной республики в составе Союза оставалось желанием демократической татарской общественности все предшествовавшие годы. Не скрывал этого и М.Ш. Шаймиев, работавший председателем Совета Министров, а затем выдвинутый на пост первого секретаря обкома партии. Было нелогично оценивать переход от отношений "господства и подчинения" к партнерским отношениям как разрыв отношений.

В феврале 1989 г. в Казани состоялся Учредительный съезд ТОЦ. В его работе приняли участие 586 делегатов, представлявших города и районы Татарстана и территорий компактного проживания татар ряда автономных республик и областей России, посланники татарской диаспоры союзных республик, Москвы, Санкт-Петербурга. В своих резолюциях съезд подтвердил объявленные программные цели и добавил к ним требования о возрождении национальной жизни в регионах компактного проживания татар за пределами Татарстана. Был дан новый импульс работе возникших там самодеятельных татарских социокультурных организаций, Были приняты программа и устав ТОЦ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Историки и бизнес-историки к созданию бизнес-архивов. Пер.пол. 20 в
В 20-х годах 20 века интерес к бизнес-истории (идеология экономич. индивидуализма с идеол.рационализма) – исследовать структуру отдел.фирм, изучить развитие компаний. 1 этап – 20-30 гг. начинания Гарвард.универа в бизнес-архивоведении, Общество истории бизнеса, первые монографии, публикации. Первая программа по бизнес-архивам. В 30-40 ...

Разменная монета и бумажные деньги
История разменной монеты интересна еще и тем, что именно она явилась “матерью” бумажных денег. Вспомним: назначение разменной монеты состояло в том, чтобы замещать (в определенном количестве) полноценную монету. Иначе говоря, разменная монета является денежным знаком только потому, что представляет полноценную монету. А поскольку такое ...

Культурная революция и культурная жизнь в СССР в 20 - 30-е гг. XX в.. Культурная революция (1917-1928 гг.)
Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявилось в культурной жизни общества. Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в её развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему госуд ...