Национальное выживание
Страница 2

Наряду с восстановлением духовной и культурологической деятельности мечетей, оживились также идеи и организации среднеискового исламского суфизма в форме накшбанди, основанном п XIV в. Накшбандом (Мухаммадом ал Бухари, 1318—1389). Религиозно-философское течение накшбанди, сыгравшее свою роль и окончательной исламизации Мавераннахра при Шейбанидах и Аш-гарханидах (бухарских Джанидах), получило в XVII в. определенное распространение и в Татарстане. Здесь он был не "привозным" суфизмом, а течением в рамках татарского суннитского ислама. Глав-м ым для его проповедников было распространение идеи "быть чистым, непорочным". Появились оседлые сеиды-дервиши, которые свои обители (ханака) превращали в центр исламской проповеди. Получило распространение паломничество к захоронениям суфийских святых (тюрбе).

Были вынуждены облечь в религиозные формы свои произведения татарские писатели. Ко второй половине XVII в. относится творчество татарского поэта Мауля Колый. Во введении к сборнику своих произведений он пишет, что они написаны на земле Булгар, завершены в 1677 г. Его поэма "Хикмэтлэр" (Мудрости) и газели (стихи) составлены им в форме изложения своей преданности Аллаху и признания того, что он, его жизнь и деяния были недостойны предписаний великого Аллаха. В них ставятся также характерные своему времени социальные проблемы. Он пишет о заботах земледельцев, трудностях обездоленных, о важности укрепления родственных уз между людьми, о нравственности, а также о любви и влюбленных.

Исламские организации, амортизируя ассимиляционное давление, однако, не закрепляли изоляционизм. Татары не только сохранили себя как нация. По-прежнему поволжских татар знали на Востоке и Западе. Известна напечатанная в XVII в. в Риме "Грамматика татарского языка". Наряду с "Codex Cumanicus", это было одним из ранних татарских изданий на Западе.

Выживание татарской национальной культуры, национального языка имело определяющее значение для сохранения внутреннего единства расчлененной на христиан и мусульман татарской нации. Часть служилых татар, входя даже в высшие эшелоны русской государственной службы, оставались мусульманами. Такими были, например, Кутлумухаммад Тевкелев, достигший чина генерал-майора, служилые дворяне (мурзы) Ишеевы, Яушевы. Часть новокрещенных татар переходила в русскую нацию. Но многие из крещенных сохраняли татарский язык, частично — татарские обычаи, не порывали связь с татарской нацией. Они объединялись в свои кряшенские (татарско-православные) общины.

Народные волнения. Разновидностью национального протеста стали народные волнения. Источники не фиксируют общенациональных выступлений. Но это не означает, что народ безмолвствовал. Свое недовольство существующим положением массы выражали в периоды общероссийских социальных кризисов, присоединяясь к общероссийским выступлениям.

Русское общество, доведенное до отчаяния бесконечными войнами Ивана III, Василия III и Ивана IV, которые стоили не один миллион человеческих жизней и больших разорений, в XVII в. раскололось. Главным был вопрос: продолжать противопоставлять себя одновременно католическому Западу и исламскому Востоку или избрать другой путь. Член комиссии по составлению Соборного уложения 1649 г. историк Ф.И. Грибоедов выражал идеи тех, кто отстаивал единство политических линий династий Рюриковичей (Иван Грозный) и Романовых. Появившийся в 1674 г. "Киевский синопсис" ратовал за объединение всех славян в борьбе против "татаро-турецкого ига", за отмежевание от угро-финнов. Писатель Юрий Крижанич, прибыв в 1659 г. из Хорватии в Москву, рекомендовал принять в России европейский тип абсолютизма. Историк А.И. Лызлов в своей книге "Скифская история" (1692) рассматривал общую для всего Запада проблему "натиска кочевых народов на оседлые народы Европы", включая и историю Казанского татарского государства. При этом он высказался не за "уничтожение" их, а за крепкий договор с ними. Эти разногласия породили в России в XVII в. два кризиса.

Страницы: 1 2 3

Идейно-политическая борьба в обществе, в коммунистической партии в 20-е годы
Проиграв выборы в Учредительное собрание (6 января 1918), большевики установили режим пролетарской диктатуры. Это, а также подписанный унизительный Брестский мир (март 1918), стало одной из причин, спровоцировавших гражданскую войну (1918-1920). Во время войны и послевоенного восстановления экономики выборные органы, Советы, утратили ре ...

Борьба Коминтерна за единый рабочий фронт
После консолидации коммунистического движения центральным направлением деятельности Коминтерна был курс на завоевание масс, на создание единого пролетарского фронта. Эта политика становилась все более настоятельной, диктовалась не только необходимостью отпора наступлению капитала, но и угрозой фашизма, особенно в Италии. В декабре 1921 ...

Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны
27 апреля 1682 года после 6 лет правления умирает Царь Федор Алексеевич, не оставив наследников престола. По общему мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля 1682 ...