Национальное выживание
Страница 2

Наряду с восстановлением духовной и культурологической деятельности мечетей, оживились также идеи и организации среднеискового исламского суфизма в форме накшбанди, основанном п XIV в. Накшбандом (Мухаммадом ал Бухари, 1318—1389). Религиозно-философское течение накшбанди, сыгравшее свою роль и окончательной исламизации Мавераннахра при Шейбанидах и Аш-гарханидах (бухарских Джанидах), получило в XVII в. определенное распространение и в Татарстане. Здесь он был не "привозным" суфизмом, а течением в рамках татарского суннитского ислама. Глав-м ым для его проповедников было распространение идеи "быть чистым, непорочным". Появились оседлые сеиды-дервиши, которые свои обители (ханака) превращали в центр исламской проповеди. Получило распространение паломничество к захоронениям суфийских святых (тюрбе).

Были вынуждены облечь в религиозные формы свои произведения татарские писатели. Ко второй половине XVII в. относится творчество татарского поэта Мауля Колый. Во введении к сборнику своих произведений он пишет, что они написаны на земле Булгар, завершены в 1677 г. Его поэма "Хикмэтлэр" (Мудрости) и газели (стихи) составлены им в форме изложения своей преданности Аллаху и признания того, что он, его жизнь и деяния были недостойны предписаний великого Аллаха. В них ставятся также характерные своему времени социальные проблемы. Он пишет о заботах земледельцев, трудностях обездоленных, о важности укрепления родственных уз между людьми, о нравственности, а также о любви и влюбленных.

Исламские организации, амортизируя ассимиляционное давление, однако, не закрепляли изоляционизм. Татары не только сохранили себя как нация. По-прежнему поволжских татар знали на Востоке и Западе. Известна напечатанная в XVII в. в Риме "Грамматика татарского языка". Наряду с "Codex Cumanicus", это было одним из ранних татарских изданий на Западе.

Выживание татарской национальной культуры, национального языка имело определяющее значение для сохранения внутреннего единства расчлененной на христиан и мусульман татарской нации. Часть служилых татар, входя даже в высшие эшелоны русской государственной службы, оставались мусульманами. Такими были, например, Кутлумухаммад Тевкелев, достигший чина генерал-майора, служилые дворяне (мурзы) Ишеевы, Яушевы. Часть новокрещенных татар переходила в русскую нацию. Но многие из крещенных сохраняли татарский язык, частично — татарские обычаи, не порывали связь с татарской нацией. Они объединялись в свои кряшенские (татарско-православные) общины.

Народные волнения. Разновидностью национального протеста стали народные волнения. Источники не фиксируют общенациональных выступлений. Но это не означает, что народ безмолвствовал. Свое недовольство существующим положением массы выражали в периоды общероссийских социальных кризисов, присоединяясь к общероссийским выступлениям.

Русское общество, доведенное до отчаяния бесконечными войнами Ивана III, Василия III и Ивана IV, которые стоили не один миллион человеческих жизней и больших разорений, в XVII в. раскололось. Главным был вопрос: продолжать противопоставлять себя одновременно католическому Западу и исламскому Востоку или избрать другой путь. Член комиссии по составлению Соборного уложения 1649 г. историк Ф.И. Грибоедов выражал идеи тех, кто отстаивал единство политических линий династий Рюриковичей (Иван Грозный) и Романовых. Появившийся в 1674 г. "Киевский синопсис" ратовал за объединение всех славян в борьбе против "татаро-турецкого ига", за отмежевание от угро-финнов. Писатель Юрий Крижанич, прибыв в 1659 г. из Хорватии в Москву, рекомендовал принять в России европейский тип абсолютизма. Историк А.И. Лызлов в своей книге "Скифская история" (1692) рассматривал общую для всего Запада проблему "натиска кочевых народов на оседлые народы Европы", включая и историю Казанского татарского государства. При этом он высказался не за "уничтожение" их, а за крепкий договор с ними. Эти разногласия породили в России в XVII в. два кризиса.

Страницы: 1 2 3

Культурная революция и культурная жизнь в СССР в 20 - 30-е гг. XX в.. Культурная революция (1917-1928 гг.)
Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявилось в культурной жизни общества. Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в её развитии партии и государства. Коммунистическая партия через систему госуд ...

Реформы Петра I. Их характер
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто ...

Открытие Аркаима
Само название «Аркаим» происходит от тюркского «арка» – спина, хребет. Названо городище по названию горы Аркаим. Еще Аркаинской (Аркаимской) называлась пустошь на картах 19 века. Аркаим был открыт летом 1987 года, уже в 1991 году территория памятника была объявлена заповедной (в статусе филиала Ильменского заповедника). Вслед за археол ...