Татарстан в составе Российской Империи. Русская колонизация Татарстана
Страница 4

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Татарстан в составе Российской Империи. Русская колонизация Татарстана

Учрежденная в 1555 г. Казанская епархия, обслуживая русское православное население Татарстана, через специальную миссионерскую службу начала широкую кампанию крещения татар-мусульман в татарских населенных пунктах, вела строительство православных храмов для новокрещенных, готовила из новркрещенных духовных наставников. Крещенным были установлены налоговые льготы. Наступление русского правительства и православной церкви на татарский национальный образ жизни продолжалось в течение всего XVII в. Наиболее возмутительным был Указ продолжателя дела Ивана IV царя Федора Ивановича о таком, по его словам, "богоугодном деле", как сплошное разрушение каменных и деревянных мечетей во всех татарских населенных пунктах. Вместе с разрушением мечетей татарский народ оставался без национальной системы народного образования. Все государственное делопроизводство велось на русском языке. Неугомонный царь Федор Иванович, получив в 1593 г. доклад казанского митрополита Гермогена о том, что "новокрещеные учения (православного) не принимают и от татарских обычаев не отстаивают", повелел таковых "сажать в тюрьмы, бить батогами и заключать в цепи".

В дальнейшем были пущены в ход экономические меры. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649) в целях сохранения новокрещенных в православной вере предусматривало такие меры, как уменьшение контактов между крещенными и некрещенными, запрещение совершать земельные сделки между новокрещенными и православными и др. Гонения на татар-мусульман были идеологически подкреплены деятельностью патриарха Никона (1605—1681). В Никоновской летописи в высоком стиле прославлялось царствование великого князя Ивана Васильевича, особо отмечалось овладение Казанским ханством. Церковная реформа Никона (1653—1656), наряду с гонениями на староверов в самой России, характеризовалась навязыванием унификации украинцам, усилением христианизации мусульман. В результате в XVII в. появилась значительная группа новокрещенных татар. Среди них были не только крестьяне, но и служилые татары, которые получали положение, перейдя в православие. Складывается своеобразный татарский православный образ жизни. При крещении человек получал православное имя. Духовная его жизнь раздваивалась. По вере он становился православным — принимал многие православные традиции: посещение церкви, молитвы, религиозные праздники, обряды венчания, крещения, похорон и др. Многое в складе жизни и психологии у него оставалось татарским. Сохранялся татарский язык. Пристав к русскому берегу, он не порывал с татарским.

Страницы: 1 2 3 4 

Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар
Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян, а Киевску ...

«Сто дней» реформ
После поражения в войне с Японией в китайском обществе все сильнее стали проявляться идеи более радикального реформирования, чем в годы «самоусиления». Главной их целью по-прежнему оставалось превращение Китая в мощную самостоятельную страну, не зависящую ни во внутренней, ни во внешней политике от иностранных держав. В этом объективно ...

Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме. История возникновения Древнего Рима
Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось. Последовательное и связное изложение древнейшей истории Рима мы встречаем в сочинениях писателей и историков, живших не ранее I в. до н.э. Они сами могли об ...