Национальное государство поволжских татар. Становление казанского Татарского государства
Страница 5

История » История Татарстана с древнейших времен до наших дней » Национальное государство поволжских татар. Становление казанского Татарского государства

Территория. Изучавшие территориальную систему функционирования власти историки склонны считать, что в целом территория Казанского государства определилась в границах Волжской Булгарии, хотя несколько меньше.

Граница Казанского государства с Россией проходила западнее рек Ветлуга и Сура, впадающих в Волгу с севера и юга. На юго-западе Казанское государства граничило с Крымским ханством, в состав которого несколько позже вошли и земли Приазовского татарского ханства. Пограничными городами здесь были Наровчат по реке Мокша, Сары тау, Сары тын — по Волге и др. На юге граница проходила примерно по реке Самара. Соседом Казанского государства здесь оказалась Ногайская Орда с центром в городе Сарайчик на реке Урал. Восточная граница оказалась прозрачной. Татарская этническая граница проходила по верховьям реки Кама и по реке Ик и низовьям реки Агидел. Далее шла башкортская этническая территория, выходившая за границу Казанского государства, за Урал, откуда начиналась граница Сибирского ханства. На севере в состав Казанского государства входили земли в верховьях рек Вятка, Кама, Чепца (Карийское татарское княжество, Вятская земля, Марийское Поволжье). В состав Казанского государства входили также территории Чувашии и частично Мордовии.

Население. Историки, этнологи сегодня продолжают искать ответ на вопрос о том, кто же он, татарский народ, по происхождению: булгары, уходящие корнями к великой Причерноморской Булгарии Кубрат хана и сформировавшиеся как народ в рамках Волжской Булгарии в IX—XIII вв., или же поволжские татары, вышедшие из недр не менее известного татарского государства Золотая Орда и сформировавшиеся впервые как народ в составе Казанского государства в XV в. Что главное в нашем менталитете: склонность к мягким формам политики, характерная для булгар, или горячая увлеченность заманчивой идеей лидерства, что тогда было характерно для татар.

В XIX в. Н.И. Ильминский и Н.И. Ашмарин были в этом вопросе категоричны, говоря, что поволжские татары происходят из Золотой Орды, а булгары — предки современных чуваш. Сейчас такой категоричности не чувствуется. Понятно, что "чистых" народов не бывает. Но вопрос: "татары мы или булгары", а может быть "мы — булгаро-татары" — продолжает обсуждаться. В действительности население Казанского государства было сложным по составу. Большинство населения традиционного центра (северное и южное Прикамье, правое и левое побережья Средней Волги) еще в древности составляли местные тюркские племена (берсула, эсегель, суасы и др.) и переселившиеся сюда в VIII в. тюркоязычные булгары. В составе государства Волжской Булгарии они интегрировались в общебулгарский народ.

В XIII—XIV вв. Камско-Волжский центр оказался более доступным для торгово-экономически активной части кыпчакско-татарского населения Золотой Орды. В свою очередь, булгары центра, имея мусульманскую интеллигенцию, оказались более готовы для взаимодействия с кыпчакско-татарским языком и культурой, особенно когда Золотая Орда, приняла ислам. В период становления Казанского татарского государства усилился процесс их политической, социально-экономической, языковой, культурной и духовно-психологической интеграции. В результате в XV—XVI вв. формировался народ поволжских татар, получив впоследствии односложный этноним "татары".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Приложения
Приложение А. План-проект Усть-Каменогорской крепости Приложение Б. План редутов на Иртыше Приложение В. План Семипалатной крепости на Иртышской линии (Ф. Ласковский, 1865) Приложение Г. План новой Семипалатинской крепости ...

Общественная жизнь Волжской Булгарии в XIII-XIV вв.
Политическая структура. Общественная жизнь Волжской Бул-гарии по-прежнему регламентировалась правовыми нормами шариата. Сохранялся шариатский суд, находившийся под надзором главного казыя. По-прежнему продолжалась деятельность исламских духовных учреждений и улемов. Главным толкователем законов, принимаемых в стране на основе исламского ...

«Младший брат» Сунь Ятсена
В 1921 году Сунь Ятсена избрали чрезвычайным великим президентом Китайской Республики. В следующем году Цзян Чжунчжэн помог Сунь Ятсену подавить военный мятеж. После этого момента президент начал видеть в нем преемника, называя Цзян Чжунчжэна своим младшим братом. В 1923 году Сунь Ятсен пришел к выводу о необходимости создания своих во ...