Уе­ди­нён­ное со­зер­ца­ние
Страница 1

Дос­то­вер­ных скульп­тур Ле­о­нар­до да Вин­чи не со­хра­ни­лось со­всем. За­то мы рас­по­ла­га­ем ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом его ри­сун­ков. Это или от­дель­ные лис­ты, пред­став­ляю­щие со­бой за­кон­чен­ные гра­фи­че­ские про­из­ве­де­ния, или ча­ще все­го на­бро­ски, че­ре­дую­щие­ся с его за­пи­ся­ми. Ле­о­нар­до ри­со­вал не толь­ко про­ек­ты все­воз­мож­ных ме­ха­низ­мов, но и за­пе­чат­ле­вал на бу­ма­ге то, что от­кры­вал ему в ми­ре его ост­рый, во все про­ни­каю­щий глаз ху­дож­ни­ка и муд­ре­ца. Его, по­жа­луй, мож­но счи­тать ед­ва ли не са­мым мо­гу­чим, са­мым ост­рым ри­со­валь­щи­ком во всем ис­кус­ст­ве италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния, и уже в его вре­мя мно­гие, по-ви­ди­мо­му, по­ни­ма­ли это.

« .Он де­лал ри­сун­ки на бу­ма­ге, – пи­шет Ва­за­ри, – с та­кой вир­ту­оз­но­стью и так пре­крас­но, что не бы­ло ху­дож­ни­ка, ко­то­рый рав­нял­ся бы с ним . Ри­сун­ком от ру­ки он умел так пре­крас­но пе­ре­да­вать свои за­мыс­лы, что по­бе­ж­дал свои­ми те­ма­ми и при­во­дил в сму­ще­ние свои­ми идея­ми са­мые гор­де­ли­вые та­лан­ты . Он де­лал мо­де­ли и ри­сун­ки, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ли воз­мож­ность с лег­ко­стью сры­вать го­ры и про­бу­рав­ли­вать их про­хо­да­ми от од­ной по­верх­но­сти до дру­гой . Он рас­то­чал дра­го­цен­ное вре­мя на изо­бра­же­ние слож­но­го спле­те­ния шнур­ков так, что все оно пред­став­ля­ет­ся не­пре­рыв­ным от од­но­го кон­ца к дру­го­му и об­ра­зу­ет замк­ну­тое це­лое».

Это по­след­нее за­ме­ча­ние Ва­за­ри осо­бен­но ин­те­рес­но. Воз­мож­но, лю­ди XVI в. счи­та­ли, что зна­ме­ни­тый ху­дож­ник на­прас­но тра­тил свое дра­го­цен­ное вре­мя на по­доб­ные уп­раж­не­ния. Но в этом ри­сун­ке, где не­пре­рыв­ное спле­те­ние вве­де­но в стро­гие рам­ки им на­ме­чен­но­го по­ряд­ка, и в тех, где он изо­бра­жал ка­кие-то вих­ри или по­топ с раз­бу­ше­вав­ши­ми­ся вол­на­ми, са­мо­го се­бя, за­дум­чи­во со­зер­цаю­ще­го эти вих­ри и этот во­до­во­рот, он ста­рал­ся ре­шить или все­го лишь по­ста­вить во­про­сы, важ­нее ко­то­рых, по­жа­луй, нет в ми­ре: те­ку­честь вре­ме­ни, веч­ное дви­же­ние, си­лы при­ро­ды в их гроз­ном рас­кре­по­ще­нии и на­де­ж­ды под­чи­нить эти си­лы че­ло­ве­че­ской во­ле.

Он ри­со­вал с на­ту­ры или соз­да­вал об­ра­зы, ро­ж­ден­ные его во­об­ра­же­ни­ем: вздыб­лен­ных ко­ней, яро­ст­ные схват­ки и лик Хри­ста, ис­пол­нен­ный кро­то­сти и пе­ча­ли; див­ные жен­ские го­ло­вы и жут­кие ка­ри­ка­ту­ры лю­дей с вы­пу­чен­ны­ми гу­ба­ми или чу­до­вищ­но раз­рос­шим­ся но­сом; чер­ты и жес­ты при­го­во­рен­ных пе­ред каз­нью или тру­пы на ви­се­ли­це; кровожадных фантастических зве­рей и че­ло­ве­че­ские те­ла са­мых пре­крас­ных про­пор­ций; этю­ды рук, в его пе­ре­да­че столь же вы­ра­зи­тель­ных, как ли­ца; де­ре­вья вбли­зи, у ко­то­рых тща­тель­но вы­пи­сан ка­ж­дый ле­пе­сток, и де­ре­вья вда­ли, где сквозь дым­ку вид­ны толь­ко их об­щие очер­та­ния. И он ри­со­вал са­мо­го се­бя.

Ле­о­нар­до да Вин­чи был жи­во­пис­цем, вая­те­лем и зод­чим, пев­цом и му­зы­кан­том, сти­хо­твор­цем-им­про­ви­за­то­ром, тео­ре­ти­ком ис­кус­ст­ва, те­ат­раль­ным по­ста­нов­щи­ком и бас­но­пис­цем, фи­ло­со­фом и ма­те­ма­ти­ком, ин­же­не­ром, ме­ха­ни­ком-изо­бре­та­те­лем, пред­вест­ни­ком воз­ду­хо­пла­ва­ния, гид­ро­тех­ни­ком и фор­ти­фи­ка­то­ром, фи­зи­ком и ас­тро­но­мом, ана­то­мом и оп­ти­ком, био­ло­гом, гео­ло­гом, зоо­ло­гом и бо­та­ни­ком. Но и этот пе­ре­чень не ис­чер­пы­ва­ет его за­ня­тий.

Под­лин­ной сла­вы, все­об­ще­го при­зна­ния Ле­о­нар­до до­бил­ся, за­кон­чив гли­ня­ную мо­дель кон­ной ста­туи Фран­че­ско Сфор­ца, т.е. ко­гда ему бы­ло уже со­рок лет. Но и по­сле это­го за­ка­зы не по­сы­па­лись на не­го, и ему при­хо­ди­лось по-преж­не­му на­стой­чи­во до­мо­гать­ся при­ме­не­ния сво­его ис­кус­ст­ва и зна­ний.

Страницы: 1 2 3

Дети
Анна Ивановна (1549, 10 августа — 1550) — старшая дочь Ивана Грозного и его первой жены. Прожила всего год. Дмитрий Иванович (1552—1553), младенца случайно выронила кормилица во время погрузки на корабль, он упал в реку и утонул. Остальные дети от первого брака также умерли во младенчестве Иван Иванович (1554—1581), по одной из верси ...

Закат царствования
19 ноября 1581 г. Иван Грозный стал виновником большого несчастья. От удара посохом в висок, нанесенной им в припадке слепой ярости, скончался его сын и наследник престола Иван Иванович. Царевич Иван последние годы был очень близок к Грозному, принимал участие во всех важнейших государственных делах. Царь-сыноубийца снова хотел отказать ...

Иван III (1452–1505)
Ликвидация остатков феодальной раздробленности пришлась на время правления Ивана III (1452–1505). В 1478 году он захватил Новгород, в 1485 году – Тверь. В целях укрепления своей власти Иван III переселил часть новгородских аристократов, а на их землях разместил московских дворян. В своем завещании Иван III не выделил своей семье удела ...