Уе­ди­нён­ное со­зер­ца­ние
Страница 1

Дос­то­вер­ных скульп­тур Ле­о­нар­до да Вин­чи не со­хра­ни­лось со­всем. За­то мы рас­по­ла­га­ем ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом его ри­сун­ков. Это или от­дель­ные лис­ты, пред­став­ляю­щие со­бой за­кон­чен­ные гра­фи­че­ские про­из­ве­де­ния, или ча­ще все­го на­бро­ски, че­ре­дую­щие­ся с его за­пи­ся­ми. Ле­о­нар­до ри­со­вал не толь­ко про­ек­ты все­воз­мож­ных ме­ха­низ­мов, но и за­пе­чат­ле­вал на бу­ма­ге то, что от­кры­вал ему в ми­ре его ост­рый, во все про­ни­каю­щий глаз ху­дож­ни­ка и муд­ре­ца. Его, по­жа­луй, мож­но счи­тать ед­ва ли не са­мым мо­гу­чим, са­мым ост­рым ри­со­валь­щи­ком во всем ис­кус­ст­ве италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния, и уже в его вре­мя мно­гие, по-ви­ди­мо­му, по­ни­ма­ли это.

« .Он де­лал ри­сун­ки на бу­ма­ге, – пи­шет Ва­за­ри, – с та­кой вир­ту­оз­но­стью и так пре­крас­но, что не бы­ло ху­дож­ни­ка, ко­то­рый рав­нял­ся бы с ним . Ри­сун­ком от ру­ки он умел так пре­крас­но пе­ре­да­вать свои за­мыс­лы, что по­бе­ж­дал свои­ми те­ма­ми и при­во­дил в сму­ще­ние свои­ми идея­ми са­мые гор­де­ли­вые та­лан­ты . Он де­лал мо­де­ли и ри­сун­ки, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ли воз­мож­ность с лег­ко­стью сры­вать го­ры и про­бу­рав­ли­вать их про­хо­да­ми от од­ной по­верх­но­сти до дру­гой . Он рас­то­чал дра­го­цен­ное вре­мя на изо­бра­же­ние слож­но­го спле­те­ния шнур­ков так, что все оно пред­став­ля­ет­ся не­пре­рыв­ным от од­но­го кон­ца к дру­го­му и об­ра­зу­ет замк­ну­тое це­лое».

Это по­след­нее за­ме­ча­ние Ва­за­ри осо­бен­но ин­те­рес­но. Воз­мож­но, лю­ди XVI в. счи­та­ли, что зна­ме­ни­тый ху­дож­ник на­прас­но тра­тил свое дра­го­цен­ное вре­мя на по­доб­ные уп­раж­не­ния. Но в этом ри­сун­ке, где не­пре­рыв­ное спле­те­ние вве­де­но в стро­гие рам­ки им на­ме­чен­но­го по­ряд­ка, и в тех, где он изо­бра­жал ка­кие-то вих­ри или по­топ с раз­бу­ше­вав­ши­ми­ся вол­на­ми, са­мо­го се­бя, за­дум­чи­во со­зер­цаю­ще­го эти вих­ри и этот во­до­во­рот, он ста­рал­ся ре­шить или все­го лишь по­ста­вить во­про­сы, важ­нее ко­то­рых, по­жа­луй, нет в ми­ре: те­ку­честь вре­ме­ни, веч­ное дви­же­ние, си­лы при­ро­ды в их гроз­ном рас­кре­по­ще­нии и на­де­ж­ды под­чи­нить эти си­лы че­ло­ве­че­ской во­ле.

Он ри­со­вал с на­ту­ры или соз­да­вал об­ра­зы, ро­ж­ден­ные его во­об­ра­же­ни­ем: вздыб­лен­ных ко­ней, яро­ст­ные схват­ки и лик Хри­ста, ис­пол­нен­ный кро­то­сти и пе­ча­ли; див­ные жен­ские го­ло­вы и жут­кие ка­ри­ка­ту­ры лю­дей с вы­пу­чен­ны­ми гу­ба­ми или чу­до­вищ­но раз­рос­шим­ся но­сом; чер­ты и жес­ты при­го­во­рен­ных пе­ред каз­нью или тру­пы на ви­се­ли­це; кровожадных фантастических зве­рей и че­ло­ве­че­ские те­ла са­мых пре­крас­ных про­пор­ций; этю­ды рук, в его пе­ре­да­че столь же вы­ра­зи­тель­ных, как ли­ца; де­ре­вья вбли­зи, у ко­то­рых тща­тель­но вы­пи­сан ка­ж­дый ле­пе­сток, и де­ре­вья вда­ли, где сквозь дым­ку вид­ны толь­ко их об­щие очер­та­ния. И он ри­со­вал са­мо­го се­бя.

Ле­о­нар­до да Вин­чи был жи­во­пис­цем, вая­те­лем и зод­чим, пев­цом и му­зы­кан­том, сти­хо­твор­цем-им­про­ви­за­то­ром, тео­ре­ти­ком ис­кус­ст­ва, те­ат­раль­ным по­ста­нов­щи­ком и бас­но­пис­цем, фи­ло­со­фом и ма­те­ма­ти­ком, ин­же­не­ром, ме­ха­ни­ком-изо­бре­та­те­лем, пред­вест­ни­ком воз­ду­хо­пла­ва­ния, гид­ро­тех­ни­ком и фор­ти­фи­ка­то­ром, фи­зи­ком и ас­тро­но­мом, ана­то­мом и оп­ти­ком, био­ло­гом, гео­ло­гом, зоо­ло­гом и бо­та­ни­ком. Но и этот пе­ре­чень не ис­чер­пы­ва­ет его за­ня­тий.

Под­лин­ной сла­вы, все­об­ще­го при­зна­ния Ле­о­нар­до до­бил­ся, за­кон­чив гли­ня­ную мо­дель кон­ной ста­туи Фран­че­ско Сфор­ца, т.е. ко­гда ему бы­ло уже со­рок лет. Но и по­сле это­го за­ка­зы не по­сы­па­лись на не­го, и ему при­хо­ди­лось по-преж­не­му на­стой­чи­во до­мо­гать­ся при­ме­не­ния сво­его ис­кус­ст­ва и зна­ний.

Страницы: 1 2 3

Замыслы и достижения
Следуя оценкам, высказываемым в СМИ по-российски демократического толка, мы всегда натыкаемся на констатацию того, что перестройка свершилась. Что существует список безусловных побед, то есть достигнутых по замыслу перестройки целей. В отличие от авторов, допущенных к публичным высказываниям, у читателей, то бишь достаточно образованных ...

Социальные движения в XVII веке. Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви
Современники назвали XVII век «бунташным », так как народные восстания часто потрясали страну. При изучении социальных движений XVII века надо иметь ввиду, что они порождались не классовыми противоречиями, а совокупностью социальных, национольных и религиозных причин, вызванных кризисными явлениями в обществе. На протяжении XVII–XVIII ...

Противостояние
А тогда, после победы в затяжной полуторадесятилетней антияпонской войне, которая унесла жизни миллионов китайцев, Цзян Чжунчжэн не стал задерживать на территории Китая пленных — одному миллиону тремстам тысячам японских солдат и офицеров было обеспечено возвращение на родину. Он также не стал брать репарации с Японии. Но главное — он с ...