Исчезли линеарность, графическая жесткость, характерные для флорентийской живописи кватроченто. Светотень и «пропадающие очертания» составляют, по Леонардо, самое превосходное в живописной науке. Но образы его не мимолетны. Крепок их остов, и крепко стоят они на земле. Они бесконечно пленительны, поэтичны, но и не менее полновесны, конкретны.
«Мадонна в гроте» (Париж, Лувр) – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество ново-го искусства.
Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т.е. совокупность четырех фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращенный не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в ее глубины, в манящие просветы среди темных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо. И тайна, леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал. А с каким изяществом, с каким проникновенным мастерством и с какой любовью расписаны ирисы, фиалки, анемоны, папоротники, всевозможные травы.
«Разве ты не видишь, – поучал Леонардо художника, – как много существует животных, деревьев, трав, цветов, какое разнообразие гористых и ровных местностей, потоков, рек, городов .»
История экономического развития наиболее развитых стран мира
в эпоху домонополистического капитализма. Развитие капитализма в сельском
хозяйстве, “прусский” и “американский” пути
Материальные предпосылки зарождения капиталистического способа производства возникли в недрах феодализма в XIV -XV вв., но начало капиталистической эры в Европе относится к XVI в. К концу XIV в. организация феодального производства в Западной Европе сильно модифицировалась. Кризис доминиального производства сопровождался значительным ус ...
Составные части герба
Правила составления гербов - предмет практической геральдики. Знание этих правил, применявшихся в XVIII - начале XX в., помогает определить принадлежность гербов, их составные части и т.п.
По правилам геральдики составными частями герба являются: щит, шлем, нашлемник, корона, намёт, клейноды, мантия, щитодержатели, девиз и особые укра ...
Ходячие, полноценные и разменные монеты
Главный элемент монетных денег - “ходячая монета”. Так называют монеты, непосредственно предназначенные (в отличие от юбилейных, сувенирных, коллекционных, памятных, раритетных, антикварных) для обращения. Ходячие монеты выпускаются на протяжении ряда лет в большом количестве с неизменным оформлением.
Среди ходячих монет различают “пол ...