Знание богословов.
Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.
Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.
Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.
К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию, и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.
Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».
Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.
Обращение к опыту как источнику познания – не декларация. Скорее напротив – оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу.
В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях.
Освобождение Европы
Европейский поход советских войск вызвало недовольство США и Великобритании. Развитию этих противоречий были посвящены усилия разветагентуры вермахта. В сентябре – октябре 1944 года
Черчилль совершил поездку в США и в СССР с целью договориться о разделе Европы на оккупационные зоны. США эту инициативу не поддержало.
Успешно развивая н ...
Шепелевы.
Из больших московских модниц в то время была жена Д. Д. Шепелева, известного впоследствии героя Отечественной войны 812 года; про эту модницу пел бульварный борзописец следующее:
Дальше взоры поражает
Блеск каменьев дорогих .
Шепелева то блистает
В пышных утварях своих.
Муж гусар её в мундире
Себе в голову забрал,
Что красавца, к ...
Орден святой Екатерины.
Вряд ли еще где-либо найдется орден, в девизе которого были бы слова «За любовь». Но именно так: «За любовь и отечество» - написано на ленте ордена Екатерины, утвержденного Петром I…
Поход Петра I против Турции в 1711 г. оказался не удачным: 38-тысячное русское войско, стоявшее лагерем на реке Прут, окружила 168-тысячная противника. Са ...