Введение
Страница 1

Фи­ло­соф­ская мысль эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния бы­ла тес­но свя­за­на с раз­ви­ти­ем ес­те­ст­во­зна­ния. Наи­бо­лее яр­кое и по­сле­до­ва­тель­ное вы­ра­же­ние но­вой тен­ден­ци­ей фи­ло­соф­ской мыс­ли на­шли в твор­че­ст­ве од­но­го из ве­ли­чай­ших ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­ля эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния – Ле­о­нар­до да Вин­чи.

Ти­та­ни­че­ская фи­гу­ра Ле­о­нар­до да Вин­чи ( ро­дил­ся в 1452 г. в го­род­ке Вин­чи, близ Фло­рен­ции, ра­бо­тал во Фло­рен­ции, Ми­ла­не, Ри­ме, по­след­ние го­ды жиз­ни – во Фран­ции, где умер в зам­ке Клу, око­ло г. Ам­буа­за, в 1519 г.) спра­вед­ли­во рас­смат­ри­ва­ет­ся как наи­бо­лее пол­ное во­пло­ще­ние ре­нес­санс­но­го ге­ния, реа­ли­за­ция идеа­ла “Ге­рои­че­ско­го че­ло­ве­ка“.

Для ис­то­рии фи­ло­соф­ской мыс­ли эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния фе­но­мен Ле­о­нар­до ин­те­ре­сен пре­ж­де все­го как про­яв­ле­ние оп­ре­де­лен­ных тен­ден­ций ее раз­ви­тия.

Раз­роз­нен­ные за­мет­ки об­ще­фи­ло­соф­ско­го и ме­то­до­ло­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра, за­те­рян­ные сре­ди ты­сяч столь же раз­роз­нен­ных за­пи­сей по са­мым раз­но­об­раз­ным во­про­сам нау­ки, тех­ни­ки, худ. твор­че­ст­ва, ни­ко­гда не пред­на­зна­ча­лись не толь­ко для пе­ча­ти, но и для сколь­ко-ни­будь ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния. Сде­лан­ные в са­мом точ­ном смыс­ле “для се­бя“, зер­каль­ным по­чер­ком, ни­ко­гда не при­во­див­шие­ся в сис­те­му, они так и не ста­ли дос­тоя­ни­ем не толь­ко для со­вре­мен­ни­ков, но и бли­жай­ших по­том­ков, и лишь сто­ле­тия спус­тя ока­за­лись пред­ме­том уг­луб­лен­но­го на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния.

Фи­ло­соф­ские воз­зре­ния Ле­о­нар­до су­ще­ст­вен­ны, та­ким об­ра­зом, не в све­те ис­то­ри­че­ской пер­спек­ти­вы, а пре­ж­де все­го как яв­ле­ние сво­его вре­ме­ни, рас­смат­ри­вае­мое в сво­ем ис­то­ри­че­ском кон­тек­сте в ка­че­ст­ве осо­бо­го , ори­ги­наль­но­го вы­ра­же­ние глав­ней­ших тен­ден­ций ре­нес­санс­ной мыс­ли Ле­о­нар­до сфор­ми­ро­вал­ся вне профессиональной университетской на­уч­но-фи­ло­соф­ской сре­ды кон­ца 15 в. Глав­ным ис­точ­ни­ком фор­ми­ро­ва­ния на­уч­ных и фи­ло­соф­ских ин­те­ре­сов мо­ло­до­го Ле­о­нар­до бы­ла не­со­мнен­но бот­те­га – мас­тер­ская. Близ­кое зна­ком­ст­во Ле­о­нар­до со мно­ги­ми его со­вре­мен­ни­ка­ми – уче­ны­ми, ма­те­ма­ти­ка­ми, мас­те­ра­ми, строи­те­ля­ми, ме­ди­ка­ми, ар­хи­тек­то­ра­ми, ас­тро­но­ма­ми, в со­че­та­нии с на­пря­жен­ным ин­те­ре­сом к са­мым ост­рым и важ­ным про­бле­мам на­ук о при­ро­де по­зво­ли­ло ему быть в кур­се со­вре­мен­но­го со­стоя­ния зна­ний о ми­ре.

Стрем­ле­ние ох­ва­тить все бо­гат­ст­во и раз­но­об­ра­зие при­род­ных яв­ле­ний в сво­их на­блю­де­ни­ях, все по­нять, про­ана­ли­зи­ро­вать, не под­чи­няя их в то же вре­мя при­выч­ной ус­то­яв­шей­ся схе­ме, при­во­ди­ло к то­му, что Ле­о­нар­до и не ста­вил пе­ред со­бой за­да­чи соз­да­ния не­кое­го все­объ­ем­лю­ще­го сво­да. Для све­де­ния во­еди­но ма­те­риа­ла, им ли­хо­ра­доч­но со­би­рае­мо­го, не мог­ло хва­тить и де­сят­ка та­ких бо­га­то за­пол­нен­ных непрестанной ра­бо­той жиз­ней. Глав­ное в не­за­вер­шен­ных по­ис­ках Ле­о­нар­до – по­пыт­ка соз­да­ния но­во­го ме­то­да по­зна­ния.

«За­ни­ма­ясь фи­ло­со­фи­ей яв­ле­ний при­ро­ды, - рас­ска­зы­ва­ет о Ле­о­нар­до да Вин­чи ав­тор зна­ме­ни­тых «Жиз­не­опи­са­ний» Джорд­жо Ва­за­ри, - он пы­тал­ся рас­по­знать осо­бые свой­ст­ва рас­те­ний и на­стой­чи­во на­блю­дал за кру­го­вра­ще­ни­ем не­ба, бе­гом лу­ны и вращением солн­ца. Вот по­че­му он соз­дал в уме сво­ем ере­ти­че­ский взгляд на ве­щи, не со­глас­ный ни с ка­кой ре­ли­ги­ей, пред­по­чи­тая быть фи­ло­со­фом, а не хри­стиа­ни­ном». Ми­ро­воз­зре­ние его бы­ло вра­ж­деб­но ка­то­ли­че­ской ор­то­док­сии и схо­ла­сти­че­ско­му бо­го­сло­вию.

За­яв­ляя, что «все на­ше по­зна­ние на­чи­на­ет­ся с ощу­ще­ний», Ле­о­нар­до ре­ши­тель­но от­верг иное, не опи­раю­щее­ся на не­по­сред­ст­вен­ное изу­че­ние при­ро­ды, зна­ние – будь то по­лу­чен­ное из от­кро­ве­ния и из Свя­щен­но­го пи­са­ния

Страницы: 1 2

Татарстан - субъект Российской Федерации
Экономика. Наибольшим завоеванием для Татарстана была экономическая самостоятельность, закрепление за республикой ее собственности. По достоинству это можно оценить, памятуя, что при СССР только два процента собственности принадлежало республике. По экономическому соглашению с федеральным центром начала 1992 г. Татарстан получил свою до ...

“Рейганомика” и ее результаты
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели ...

Энеолит
К этой эпохе относится Трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета. Энеолит - меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на ф ...