На самом деле ни такого союза, ни, тем более, русского отдела не существовало, но многие студенты поверили, что Нечаев действует от имени могущественного революционного подполья.
Вскоре он создал тайную конспиративную организацию «Народная расправа». Каждый член организации знал только членов своей пятерки и обязан был слепо и беспрекословно подчиняться ее руководителю. Пятерки объединялись в отделения, подчиненные комитету. Впоследствии выяснилось, что «комитет» состоял из одного Нечаева.
В конце 1869 года в пруду парка Петровской академии в Москве был найден труп молодого человека с огнестрельной раной на голове и следами жестоких побоев. Личность убитого удалось установить. Им оказался студент Академии Иванов. Сыщики довольно скоро вышли на его приятеля, Петра Успенского, находившегося под негласным надзором полиции за участие в студенческом движении. При обыске в квартире Успенского были обнаружены бумаги загадочного “Русского отделения всемирного революционного союза”, печать с надписью “Комитет народной расправы”, прокламации с призывами истреблять чиновников, помещиков и жандармов.
Успенский признался в своем участии в тайном революционном обществе “Народная расправа”, которым руководил вольнослушатель Петербургского университета Сергей Нечаев, непритязательно именовавший себя “генералом от революции”. Высокого революционного чина отличали изощренная жестокость, властолюбие, склонность к мелодраматическим эффектам и несомненная сила воли. В “Народной расправе” царила строжайшая дисциплина, основанная на безусловном подчинении вожаку. Идеологической основой общества служил “Катехизис революционера” — плод долгих размышлений Нечаева, из которого явствовало, что: “ .революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единым, исключительным интересом, единою мыслью, единой страстью — революцией .
Он в глубинах своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами, приличием, общественными условиями и нравственностью этого мира. Он для него — враг беспощадный, и если бы он продолжал жить в нем, то для того только, чтобы его вернее разрушить .
Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает только одну науку, науку разрушения .
Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель — разрушение .”. И так далее и тому подобное .
Среди отчаянных карбонариев из “Народной расправы” лишь Иванов отказался принять нечаевскую догматику. Почувствовав, что его лидерству в подпольном обществе угрожает опасность, Нечаев решает ликвидировать отступника. “Мы обязаны уничтожить всякого, кто вредит общему делу”, — объявил он приговор четырем соратникам, которых решил повязать пролитой кровью. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан швейцарцами русским властям.
Довольно необычно было и поведение “генерала от революции” во время суда. “Общее впечатление от Нечаева было очень жалкое и болезненное, — сообщали “Московские ведомости”. — На скамье подсудимых он сидел как озлобленный шут, лишенный малейших признаков ума и такта. Впечатление получалось тем более странное, что в показаниях свидетелей читалось о “железном характере”, “несокрушимой энергии”, ”воле, не знающей пределов” и проч.”. Надо отдать должное психологической наблюдательности газетного репортера.
Международная реакция на нападение Германии на СССР
Нападение Германии на СССР оживило переговоры с США и Великобританией о создании антигитлеровский коалиции. Великобритания и США предложили СССР материальную помощь. Но они не спешили открывать второй фронт в Европе. Это было вызвано:
1) борьбой Великобритании и США с Германией, Италией и Японией в Тихом, Атлантическом и Индийском океа ...
Общественная жизнь Волжской Булгарии в XIII-XIV вв.
Политическая структура. Общественная жизнь Волжской Бул-гарии по-прежнему регламентировалась правовыми нормами шариата. Сохранялся шариатский суд, находившийся под надзором главного казыя. По-прежнему продолжалась деятельность исламских духовных учреждений и улемов. Главным толкователем законов, принимаемых в стране на основе исламского ...
Революция как предмет исследования
Первое, с чем сталкивается исследователь, занявшийся проблемой революций - это неопределенность предмета. Специалисты не могут договориться не только об определении понятия революции, но и о том, можно ли считать революцию самостоятельным объектом анализа. В общем, это неудивительно. События, однозначно относимые к революционным, достат ...