Зарождение террора в России
Страница 3

На самом деле ни такого союза, ни, тем более, русского отдела не существовало, но многие студенты поверили, что Нечаев действует от имени могущественного революционного подполья.

Вскоре он создал тайную конспиративную организацию «Народная расправа». Каждый член организации знал только членов своей пятерки и обязан был слепо и беспрекословно подчиняться ее руководителю. Пятерки объединялись в отделения, подчиненные комитету. Впоследствии выяснилось, что «комитет» состоял из одного Нечаева.

В конце 1869 года в пруду парка Петровской академии в Москве был найден труп молодого человека с огнестрельной раной на голове и следами жестоких побоев. Личность убитого удалось установить. Им оказался студент Академии Иванов. Сыщики довольно скоро вышли на его приятеля, Петра Успенского, находившегося под негласным надзором полиции за участие в студенческом движении. При обыске в квартире Успенского были обнаружены бумаги загадочного “Русского отделения всемирного революционного союза”, печать с надписью “Комитет народной расправы”, прокламации с призывами истреблять чиновников, помещиков и жандармов.

Успенский признался в своем участии в тайном революционном обществе “Народная расправа”, которым руководил вольнослушатель Петербургского университета Сергей Нечаев, непритязательно именовавший себя “генералом от революции”. Высокого революционного чина отличали изощренная жестокость, властолюбие, склонность к мелодраматическим эффектам и несомненная сила воли. В “Народной расправе” царила строжайшая дисциплина, основанная на безусловном подчинении вожаку. Идеологической основой общества служил “Катехизис революционера” — плод долгих размышлений Нечаева, из которого явствовало, что: “ .революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единым, исключительным интересом, единою мыслью, единой страстью — революцией .

Он в глубинах своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами, приличием, общественными условиями и нравственностью этого мира. Он для него — враг беспощадный, и если бы он продолжал жить в нем, то для того только, чтобы его вернее разрушить .

Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает только одну науку, науку разрушения .

Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель — разрушение .”. И так далее и тому подобное .

Среди отчаянных карбонариев из “Народной расправы” лишь Иванов отказался принять нечаевскую догматику. Почувствовав, что его лидерству в подпольном обществе угрожает опасность, Нечаев решает ликвидировать отступника. “Мы обязаны уничтожить всякого, кто вредит общему делу”, — объявил он приговор четырем соратникам, которых решил повязать пролитой кровью. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан швейцарцами русским властям.

Довольно необычно было и поведение “генерала от революции” во время суда. “Общее впечатление от Нечаева было очень жалкое и болезненное, — сообщали “Московские ведомости”. — На скамье подсудимых он сидел как озлобленный шут, лишенный малейших признаков ума и такта. Впечатление получалось тем более странное, что в показаниях свидетелей читалось о “железном характере”, “несокрушимой энергии”, ”воле, не знающей пределов” и проч.”. Надо отдать должное психологической наблюдательности газетного репортера.

Страницы: 1 2 3 4

Древнерусская культура X–XIII веков. Культура славян – язычников
В славянском язычестве прослеживается два направления: поклонение силам природы и культ предков. Наиболее почитаемыми богами у славян были Перун – бог грома и молнии, Рода – богиня земли, Дажбог – бог солнца. Низшими божествами были леший (лесной бог), кикиморы (богини болот), русалки(богини рек), домовые (обожествленный предок, х ...

Год
1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 На военные цели 620 720 3300 5150 9000 10850 15500 На транспорт 805 1238 1694 1876 2144 2400 3376 На управление 800 810 1200 1400 1400 1420 1200 В жилищное строительство 150 185 275 220 ...

Приложения
Приложение 1 Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской Республикой от 31 мая 1924 г. (Извлечение) С т а т ь я I. Немедленно после подписания настоящего Соглашения восстанавливаются нормальные дипломатические и консульские сношения между обеими Договаривающимися Сторонами. Правительство К ...