Зарождение террора в России
Страница 1

В России уже давно существовала либеральная интеллигенция. Сам термин "интеллигенция" был введен писателем Боборыкиным в начале 60-х годов, то есть во времена отмены крепостного права и проведения Великих реформ. Он был подхвачен Достоевским и Ключевским и быстро приобрел права гражданства. Этим словом обозначали типично русское явление: образованных людей, которые часто продолжали образование в заграничных университетах. Но, вернувшись в Россию, они быстро убеждались, что их знания не могут быть востребованы во всей полноте. Скажем, земский врач видел, что его знание современной фармакопеи ни к чему, ибо у него под рукой кроме касторки и клистира ничего нет. Русскую интеллигенцию того времени можно было бы определить как людей, которые очень много знают, но мало могут. В качестве защитного психологического механизма у русской интеллигенции возникала потребность говорить о "всеобщем и глобальном": судьбах России, смысле жизни, провидении и даже о политических и радикальных изменениях. Это в лучшем случае, ибо в худшем многие представители интеллигенции просто спивались. Итак, можно сказать, что интеллигенция есть порождение все тех же Великих реформ.

И как же интеллигенция оценила своего создателя - Александра II? В ее среде быстро начались разговоры о том, что царь непоследователен, что он все больше склоняется к реакционному отходу от курса реформ, что он, де, в душе мракобес и деспот. На этой волне в России стали появляться различные политические кружки.

В первой половине 60-х годов радикально-демократическое движение возглавили Н. Г. Чернышевский и Н. А. Серно-Соловьевич. Летом 1861 г. стали распространяться подпольные листки, в которых авторы (не установлены) требовали передать крестьянам всю землю, ввести конституцию, свободу печати и прямо призывали крестьян и разночинскую молодежь к активным действиям. В статьях “Письма без адреса” Чернышевский подверг резкой критике реформу 1861 г. В это время в Петербурге начались грандиозные пожары, ходил слух, что город подожгли нигилисты.

Политические кружки с помощью агитации пытались взбунтовать народ. В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. Вот эти люди и стали в основном членами созданных политических организаций. Ставку они делали на крестьян – класс, по их мнению наиболее угнетенный. Вера в крестьянскую революцию как социалистическую требовала, чтобы народники отодвинули политику и шли «в народ». Первые нелегальные организации: «Большое общество пропаганды», кружок А.В. Долгушина и другие – приступили к массовому изданию книг, брошюр, листовок и воззваний «для народа». В стране действовали подпольные типографии и гектографии. За границей революционная эмиграция наладила выпуск большого числа специально подготовленных брошюр. Написанные народным языком, они предназначались для распространения среди крестьян и рабочих.

Все попытки немедленно поднять народные массы на борьбу «за землю и волю» закончились крахом. Зачастую сами же крестьяне сдавали незадачливых «освободителей» властям.

Но ничто не проходит бесследно, и пропаганда молодых негилистов упала на благодатную почву, на почву терроризма. Эпоха русского политического террора начинается с солнечного весеннего утра 4 апреля 1866 года, когда у ворот петербургского Летнего сада суетливый молодой человек пытался застрелить из пистолета Александра II. До этого Россия знала дворцовые перевороты, были убиты императоры Иоанн VI, Петр III и Павел I, но впервые целью покушения становился не захват власти, не попытка изменить династический порядок, а некая абстрактная и плохо сформулированная политическая идея.

Страницы: 1 2 3 4

«Философские письма» Петра Чаадаева
Петр Чаадаев (1794–1856) написал 8 философских писем, первое из которых опубликовано в 1836 году. Чаадаев с горечью отмечает отсталость России. По его мнению, успехи Западной Европы объясняются тем, что там господствует католицизм. В России же православие бессильно перед государством и вынуждено освящать крепостное право. Задавленное де ...

Дворцовые перевороты середины XVIII века
После смерти Петра I в январе 1725 года Россия вступила в эпоху дворцовых переворотов. В течение 37 лет (1725–1762) на престоле сменилось 6 царствующих особ. Из 37 лет 32 года царствовали женщины. Причины дворцовых переворотов: 1) указ Петра I от 1722 года о наследовании престола, предоставляющий императору самому назначать своего нас ...

Социально-экономический образ жизни
Страна городов. Расцвет Волжской Булгарии в XI—XIII вв. ярко проявляется и в обновлении социально-культурного образа жизни — в повышении уровня производства и жизни населения в городе и деревне, а также культуры быта; в изменениях в сфере образования и духовной ориентации; в. углублении этнокультурного и этнополитического сознания. &qu ...