Зарождение террора в России
Страница 2

Пуля пролетела мимо царя. Покушавшийся сначала был зверски избит законопослушными свидетелями происшествия, а затем арестован и доставлен в Третье отделение. Его звали Дмитрий Каракозов. Высокий, худой человек, 26 лет. Малоприметное лицо — тонкие губы, жиденькие, короткие усики, нездоровые мешки под бегающими глазами.

Покушение глубоко потрясло Александра II. Когда он спросил Каракозова: «Почему ты стрелял в меня?» — тот ответил: «Потому что ты обманул народ, обещал землю и не дал!» А ведь царь-освободитель искренне и справедливо считал, что именно освобождение крестьян — его главная заслуга.

Свой поступок на суде Каракозов сбивчиво объяснил психическим расстройством: “Я был человек болезненный, нервный и вместе с тем нерелигиозный, — конечно, весьма естественно, что у меня родилась мысль о самоубийстве; в то же время я был в университете, а, как известно, все студенты читают прокламации. Очень естественно, что при таких обстоятельствах у меня родилась наклонность к преступлению”.

Каракозова с юности отличали повышенная мнительность, склонность к ипохондрии, болезненность. Он старался избегать шумных компаний, разговор с немногими знакомыми неизменно сводился к его недугам и мыслям о самоубийстве. Мысль о собственной смерти доводила Каракозова до исступления, он продумывал ее тысячи раз, не оставляла она его и накануне покушения: “День и ночь, предшествовавшие совершению преступления, я провел в Знаменской гостинице и оттуда отлучался только для того, чтобы выпить водки. Водка была в этом случае средством отвлечь свои мысли от мыслей о смерти, которые постоянно бродили в моей голове. Ложился ли я спать, я думал, что уж не проснусь. Голова горела как в огне. Нет слов, чтобы описать это болезненное, мучительное состояние, в котором я находился”.

Готовясь к цареубийству, Каракозов положил в карман флакон с ядом, но воспользоваться им он не успел. Адвокат Каракозова А.П. Остряков на суде заявил: “Я далек от того, чтобы считать его совершенно сумасшедшим, человеком без формальной логической последовательности в мыслях, но я желаю заявить ту мысль, что в момент совершения преступления он был в ненормальном состоянии .” Однако судей мало интересовали душевные терзания подсудимого, и 3 сентября 1866 года Дмитрий Каракозов закончил свою жизнь на виселице.

Именно по поводу покушения Дмитрия Каракозова Герцен писал: «Выстрел 4 апреля был нам не по душе. Мы ждали от него бедствий, нас возмущала ответственность, которую на себя брал какой-то фанатик . Только у диких и дряхлых народов история пробивается убийствами».

На рубеже 1860—1870-х гг. история российского общественного движения была омрачена «нечаевской историей».

С.Г.Нечаев родился в 1847 г. в Иванове, в семье выкупившихся на волю крестьян графа Шереметева. Рано осиротел, воспитывался в семье деда. Сдав в Петербурге экстерном экзамены за курс гимназии, он учительствовал в приходском училище, а затем поступил в Технологический институт.

Однокашник вспоминал о Нечаеве: «Главная черта его характера — деспотизм и самолюбие. Он возбуждает интерес к себе, а в людях повпечатлительнее и поглупее — просто обожание, которое есть необходимое условие дружбы с ним». В 1868 г. Нечаев принимал горячее участие в студенческих волнениях в столице. Вскоре он уехал в Швейцарию, где встретился с представителями старшего поколения революционеров-эмигрантов — А.И.Герценом, Н.П.Огаревым, М.А.Бакуниным. Правда, у Герцена Нечаев сразу вызвал недоверие, но Огарева и Бакунина он сумел убедить в том, что Россия готова к крестьянскому восстанию.

В Россию Нечаев вернулся осенью 1869 г. с мандатом, выданным ему Бакуниным: «Податель сего есть один из доверенных представителей русского отдела Всемирного революционного союза».

Страницы: 1 2 3 4

Древний Татарстан. Система великих древних цивилизаций
Общая характеристика. Венцом созидания, начатого человеком со времени неолитической революции, стали великие древние цивилизации, среди которых была и наша древняя цивилизация - Средне-волжская Булгария. Цивилизации эти, называемые еще "большие исторические этнонациональные культуры" (А.И. Ракитов, 1992), создавались в течение ...

Герб города Ставрополя
Герб представляет собой четверочастный щит, в центре кото­рого помещен крест "прямой" формы, разделяющий простран­ство на четыре поля. Крест зани­мает место почетной фигуры гер­ба, окрашен в золотой цвет, по смыслу увязывается с название города (Ставрополь - Город Кре­ста) и по изображению соотно­сится с городским флагом. В н ...

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолит
Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в. н.э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жител ...