Количественная динамика вовлечения крестьянства в колхозы в годы второй пятилетки представлена в следующей таблице:
Таблица 1
Годы |
Общее число крестьянских хозяйств |
Коллективизировано | |
млн. |
млн. |
% | |
1933 |
23,2 |
15,2 |
65 |
1934 |
22,0 |
15,7 |
71,4 |
1935 |
20,8 |
17,3 |
83,2 |
1936 |
20,3 |
18,5 |
90,5 |
1937 |
19,9 |
18,5 |
93,9 |
Из этих цифр следует, что коллективизация завершилась к концу второй пятилетки. В деревне возник и стал господствующим совершенно иной, чем прежде, тип хозяйства. Формально он значился кооперативным хозяйством и даже приобрёл идеологему особой его разновидности, материальной основой которого являлась кооперативно-колхозная форма собственности на основные средства производства, за исключением собственности на землю, оставшейся государственной (считавшейся общенародной), но переданной колхозам в бесплатное и бессрочное пользование и закреплённой за ними. Фактически этот тип хозяйства являлся полугосударственным. На колхозный строй, становившийся неотъемлемой частью советского общества на новом этапе его развития, были распространены принципы хозяйствования, которые были характерны для государственного сектора (жестокая централизация, директивность, плановость, значительный удельный вес уравнительных тенденций в распределении материальных и духовных благ и т.д.).
Важным рычагом, с помощью которого сложился колхозный строй, стали чрезвычайные партийные органы – политические отделы при МТС совхозах (политотделы), созданные по решению январского Пленума ЦК ВКП (б). Строились они в целях оказания помощи колхозам на сложном и многотрудном этапе их организационно-хозяйственного укрепления. Политотделы были наделены необычайно широкими и разнообразными полномочиями – от подбора, расстановки и фильтрации кадров, организации сугубо хозяйственных компаний (сева, уборки, и т.п.) до руководства политико-просветительской работы и даже в осуществления карательных функций. В частности, в течение 1933г. они провели повальную «чистку» колхозов, особенно их управленческого аппарата и деревенских партийных организаций. Политотделы обеспечивали выполнение планов колхозами, контролировали выдачу оплаты на трудодни, организовывали соревнования, выявляли «вредителей». Они делали всё, чтобы колхозы стали такими, какими они были нужны партии и государству для выполнения разнообразных директив и обязательств.
Преобразование мелкого крестьянского хозяйства в крупное коллективное, позволило перевести сельскохозяйственное производство на плановые начала его регулирования и управления. Государство, таким образом, обрело возможность детально устанавливать не только объём и другие параметры сельскохозяйственного производства, но и, главным образом, размеры ежегодных поставок продукции этого производства, гарантирующих получение почти половины собираемого в стране урожая с правом полного и бесконтрольного распоряжения ею. Такая система взаимоотношений колхозов с государством означала преимущественно внеэкономический характер принуждения сельского работника к труду, вследствие чего тот утрачивал заинтересованность в подъёме хозяйства своей артели.
Социально-экономический образ жизни
Страна городов. Расцвет Волжской Булгарии в XI—XIII вв. ярко проявляется и в обновлении социально-культурного образа жизни — в повышении уровня производства и жизни населения в городе и деревне, а также культуры быта; в изменениях в сфере образования и духовной ориентации; в. углублении этнокультурного и этнополитического сознания.
&qu ...
Борьба с агрессией немецких и шведских рыцарей
В первой половине XIII века над Русью нависла опасность с запада. В 1237 году
Тевтонский орден и орден Меченосцев были объединены в Ливонский орден
. Целью ордена было осуществление широкой насильственной христианизации по католическому обряду и присоединения к себе новых земель. К этому процессу подключилась и Швеция. Воспользовавшись ...
Вывод
В заключении я хочу назвать причины распада СССР и выделить последствия.
Причины распада СССР. Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы факторов были следующие:
- неудачи экономических реформ, неэффективность унитарной централизованной модели государственного управления, осущест ...