Социальные и экономические итоги
Страница 1

История » Советское государство в 20-30 гг. XX в. » Социальные и экономические итоги

Количественная динамика вовлечения крестьянства в колхозы в годы второй пятилетки представлена в следующей таблице:

Таблица 1

Годы

Общее число крестьянских хозяйств

Коллективизировано

 

млн.

млн.

%

1933

23,2

15,2

65

1934

22,0

15,7

71,4

1935

20,8

17,3

83,2

1936

20,3

18,5

90,5

1937

19,9

18,5

93,9

Из этих цифр следует, что коллективизация завершилась к концу второй пятилетки. В деревне возник и стал господствующим совершенно иной, чем прежде, тип хозяйства. Формально он значился кооперативным хозяйством и даже приобрёл идеологему особой его разновидности, материальной основой которого являлась кооперативно-колхозная форма собственности на основные средства производства, за исключением собственности на землю, оставшейся государственной (считавшейся общенародной), но переданной колхозам в бесплатное и бессрочное пользование и закреплённой за ними. Фактически этот тип хозяйства являлся полугосударственным. На колхозный строй, становившийся неотъемлемой частью советского общества на новом этапе его развития, были распространены принципы хозяйствования, которые были характерны для государственного сектора (жестокая централизация, директивность, плановость, значительный удельный вес уравнительных тенденций в распределении материальных и духовных благ и т.д.).

Важным рычагом, с помощью которого сложился колхозный строй, стали чрезвычайные партийные органы – политические отделы при МТС совхозах (политотделы), созданные по решению январского Пленума ЦК ВКП (б). Строились они в целях оказания помощи колхозам на сложном и многотрудном этапе их организационно-хозяйственного укрепления. Политотделы были наделены необычайно широкими и разнообразными полномочиями – от подбора, расстановки и фильтрации кадров, организации сугубо хозяйственных компаний (сева, уборки, и т.п.) до руководства политико-просветительской работы и даже в осуществления карательных функций. В частности, в течение 1933г. они провели повальную «чистку» колхозов, особенно их управленческого аппарата и деревенских партийных организаций. Политотделы обеспечивали выполнение планов колхозами, контролировали выдачу оплаты на трудодни, организовывали соревнования, выявляли «вредителей». Они делали всё, чтобы колхозы стали такими, какими они были нужны партии и государству для выполнения разнообразных директив и обязательств.

Преобразование мелкого крестьянского хозяйства в крупное коллективное, позволило перевести сельскохозяйственное производство на плановые начала его регулирования и управления. Государство, таким образом, обрело возможность детально устанавливать не только объём и другие параметры сельскохозяйственного производства, но и, главным образом, размеры ежегодных поставок продукции этого производства, гарантирующих получение почти половины собираемого в стране урожая с правом полного и бесконтрольного распоряжения ею. Такая система взаимоотношений колхозов с государством означала преимущественно внеэкономический характер принуждения сельского работника к труду, вследствие чего тот утрачивал заинтересованность в подъёме хозяйства своей артели.

Страницы: 1 2

Фрагментация общества и революция
Активное экономическое развитие и вызываемая им фрагментация общества приводят к резкому ослаблению государственной власти в стране, а потому делают неизбежным революционное разрешение конфликта между новыми процессами и встроенными в ткань общественных отношений барьерами к адаптации. И дело здесь не только в неспособности существующей ...

“Рейганомика” и ее результаты
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели ...

Судебная реформа.
В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С. И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были вы ...