Ликвидация Советской власти в Казахстане
Страница 2

История » Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.) » Ликвидация Советской власти в Казахстане

7 марта 1994 года состоялись выборы в первый Парламент суверенного Казахстана. Было избрано 176 депутатов, из них: по президентскому списку - 42; от общественных объединений - 75; самовыдвиженцы - 59. Мужчин в новом парламенте стало - 154; - женщин - 22. Национальный состав выглядел следующим образом: казахи - 105; - русские - 49; - украинцы - 10; - немцы - 3; - евреи - 3; - поляк, уйгур, узбек, татарин, ингуш, кореец - 1. Образовательный: высшее образование - 171; неполное высшее - 2; средне-специальное - 2; среднее - 1. Политический: СНЕК - 33; Профсоюзы - 11; Народный Конгресс - 8; Крестьянский Союз - 4; Славянское движение "Лад" - 4.

Оценки Центральной Избирательной Комиссии и оппозиции по поводу демократичности и законности прошедших выборов были диаметрально противоположны. По официальным оценкам, в Казахстане состоялись безусловно демократичные свободные выборы. В выборах приняло участие не менее 75% избирателей.

Оценки оппозиции и международных наблюдателей были значительно менее оптимистичны. По их оценкам, прошедшие в марте 1994 года выборы не являлись демократичными и не соответствовали международным стандартам, принятым, в частности СБСЕ, следовательно, данный парламент не может считаться легитимным. В частности, международными наблюдателями было отмечено нарушение в ходе выборов всех 10 пунктов Хартии о выборах:

мало времени на избирательную кампанию;

произвол избирательных комиссий при регистрации кандидатов в депутаты;

наличие президентского списка, что означает, что 20% членов парламента назначаются исполнительной властью;

принцип голосования - "семейным списком", один за всех. По оценкам наблюдателей, таким образом, голосовало от 35 до 50% избирателей;

практика "двойных списков" - одни на избирательном участке, одни на вынос;

практически полное отсутствие достоверной и полной информации о выборах;

существование закрытых избирательных участков (например, для военнослужащих), где невозможно проверить свободу волеизъявления;

препятствия для независимых средств массовой информации (так, телеканал ТВ-М отключался с завидным постоянством перед всеми выборами в республике).

В апреле 1994 года новый Парламент начал свою работу. Особенностью второго Парламента стало формирование парламентской оппозиции. Ее сформировали большинство депутатов от фракций Социалистической партии, Федерации профсоюзов, Народного Конгресса Казахстана, создавшие в парламенте группу "Прогресс". Главным требованием оппозиции стал отказ от рекомендаций Международного валютного фонда, следование которым, по мнению парламентской оппозиции, могло привести к социальному взрыву.

Уже в мае 1994 года Парламент продемонстрировал характер, приняв беспрецедентное "Заявление Верховного Совета РК", выразившее недоверие социально-экономической политике правительства С. Терешенко. Массированная критика правительства со стороны различных политических сил дала свои результаты. Осенью 1994 года Президент потребовал отставки правительства в полном составе. По представлению Президента, новым премьер-министром страны был утвержден А. Кажегельдин.

Страницы: 1 2 

Преобразования в Императорском С. - Петербургском университете
Введение устава 1835 г. привело к существенным преобразованиям в Императорском С. - Петербургском университете. В начале 1836 г. были проведены выборы ключевых фигур университета: ректором стал профессор И.П. Шульгин, а деканами факультетов - Е.В. Врангель (юридического), Д.С. Чижов (математического) и Ф.Б. Грефе (филологического). Боль ...

Заграничный поход русской армии
После изгнания Наполеона из России русская армия совершила заграничный поход для освобождения Европы и восстановления старых монархий. В этом освобождении России помогали и страны Европы, которые входили в антифранцузскую коалицию. Решающее сражение войск коалиции и французов произошло под Лейпцигом 4–7 октября 1813 года, названной «бит ...

Экономическая политика французского правительства Национального фронта
Мировой экономический кризис носил затяжной характер во Франции и резко обострил социально-экономические проблемы в стране. Правительство Народного фронта создает программу выхода из кризиса, главной задачей которой было удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны. Так, требование национализации было ограничено объектами военной ...