Механизмы устранения встроенных ограничителей
Страница 1

История » Революции - как и почему они случаются » Механизмы устранения встроенных ограничителей

Было бы непростительным упрощением утверждать, что революция - единственный способ преодолеть барьеры, препятствующие адаптации общества к новым требованиям. На самом деле, в каждой стране ограничители устранялись в ходе длительного и противоречивого развития. И в каждом случае действовали различные исторические механизмы. Наряду с революционными процессами, которые составляют предмет нашего исследования, к подобным механизмам можно отнести реформы, революции «сверху», вынужденные преобразования в странах, потерпевших поражение в войне.

Наиболее очевидным противовесом революции в трансформации общества являются реформы, проводимые существующим режимом. Стремление власти к реформам вполне естественно, поскольку именно она в первую очередь и в полном объеме ощущает на себе давление новых обстоятельств и усиление недовольства населения. История знает немало примеров успешных преобразований подобного рода: реформы Петра I, реформы в Пруссии 1807-1814 годов, реформы Кольбера во Франции времен Людовика XIV и т.п. Хотя в большинстве своем они не были направлены на подрыв основ существовавшего экономического и политического порядка, с их помощью удавалось мобилизовать новые возможности развития в рамках существующих ограничителей либо даже снять часть из них. В результате жизнеспособность системы хотя бы частично восстанавливалась, а необходимость более радикальных перемен на какое-то время откладывалась. Такие реформы, например, сыграли важную роль в истории России и Германии, повышая их способность к адаптации.

Однако и предреволюционные режимы нередко стремились проводить достаточно радикальные преобразования. Современные исторические исследования подрывают сложившиеся представления об их консерватизме и реакционности. Карл I, например, инициировал совершенствование методов ведения сельского хозяйства на королевских землях12(осушение земель в Восточной Англии), а «корабельные деньги», при всей ненависти к ним современников, были первой попыткой установления современной системы налогообложения. Французские власти в предреволюционный период стремились активно поддерживать развитие промышленности и сельского хозяйства, в том числе по английскому образцу. Хорошо известны попытки Людовика XVI провести реформу налогообложения и усовершенствовать систему государственного управления в целом. Реформы Тюрго, во многом так и не осуществленные на практике, включали в себя, наряду с преобразованием налоговой системы, свободную торговлю зерном, отмену монополий и цеховой системы в городах. Широко признаны и многовековые усилия царского режима в России модернизировать страну. Но все эти действия не только не увенчались успехом, но даже, по мнению которых исследователей, способствовали приближению революции.

Тот же необъяснимый на первый взгляд парадокс характерен и для так называемых революций сверху, которые некоторые исследователи выделяют в особый класс революций. Для них характерна смена режима в рамках прежнего господствующего слоя, приводящая к изменению политической формы правления и приходу к власти наиболее радикальных представителей существующей элиты. В дальнейшем новая власть выходит за рамки политических преобразований и проводит политику реформ, направленных на более или менее радикальное устранение существующих экономических и социальных ограничителей развития общества. Революции «сверху» отличаются от реформ или переворотов тем, что глубокие преобразования, проводимые в их рамках, приводят к «разрушению доминирующей социальной группы».

Страницы: 1 2 3

План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Летом того же года на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела е ...

Татарский национальный вклад в Отечественную Войну 1941-1945 гг.
Отношение татарского общества к войне. К началу войны татарское общество, представляющее собой единую нацию, в государственно-административном плане продолжало оставаться разделенным. Из общего числа татарского населения, составлявшего более 5,5 миллиона человек, около 1,5 миллиона человек проживало в Татарской автономной республике. Ос ...

Международные отношения и внешняя политика СССР в конце 20-30-е годы
Установлением дипломатических отношений с Германией (1922) СССР прорвал послевоенную политическую и экономическую блокаду западных держав; в 1928 СССР присоединился к пакту Келлога – Бриана, по которому война как инструмент государственной политики объявлялась вне закона. Усиление нацизма в Германии привело к активизации отношений СССР ...