Начиная с XV века на Руси появляется отсутствовавший в других странах мира того времени обычай массового награждения всех участников того или иного важного похода особыми наградными знаками - золотыми медалями. При этом чем выше было положение награжденного, тем на более значительную по весу и размеру награду он мог рассчитывать. Воевода, например, мог получить большую золотую медаль, часто на тяжелой золотой цепи. Для награждения рядовых воинов предназначались легковесные маленькие знаки, изготовлявшиеся иногда даже не из золота, а из серебра и лишь слегка позолоченные.
До нашего времени дошла большая золотая медаль времени Ивана Грозного
. В верхней ее части пробиты два отверстия для прикрепления к одежде или золотой цепи. Интересно свидетельство англичанина Д. Флетчера, относящееся уже ко времени правления сына Ивана Грозного - Федора Ивановича: "Тому, кто отличится храбростью перед другими или окажет какую-либо особенную услугу, царь посылает золотой с изображением св. Георгия на коне, который носят на рукаве или шляпе, и что почитается самой большой честью, какую только можно получить за какую бы то ни было услугу".
Традиция массовых пожалований знаков отличия наряду с персональными награждениями продолжалась и в XVII веке. Так, в 1654 году в связи с воссоединением Украины с Россией были посланы десятки тысяч золотых медалей для награждения казаков Богдана Хмельницкого, достоинством от золотой копейки до тройного червонца. Самому гетману предназначалась золотая медаль в 10 червонцев (около 43 граммов).
В начале XVIII века в России функцию массового знака отличия по-прежнему выполняли медали. Но теперь эти медали уже имели специфические признаки. На них помещался, как правило, портрет Петра I, указывалась дата события, послужившего причиной награждения, и часто изображалась сцена сражения, если медаль была боевой.
На протяжении двух первых десятилетий XVIII века Россия вела тяжелую Северную войну со Швецией, поэтому подавляющее число наградных медалей петровского времени связано с событиями этой войны. В октябре 1702 года штурмом была освобождена старинная русская крепость Орешек, находившаяся 90 лет в руках шведов под названием Нотебург и переименованная после ее возвращения России в Шлиссельбург - "ключгород". "Сим ключом много замков отперто", - писал позднее Петр I, оценивая значение этой крепости, позволившей русским твердо закрепиться на берегах Невы и Балтийского моря. На медали, выданной участникам взятия Нотебурга, изображен момент штурма крепости.
Специальными наградными медалями было отмечено также взятие двух шведских судов в устье Невы в мае 1703 года, победные сражения при Калише в 1706 году и при Лесной в 1708 году.
Центральным сражением со шведами на суше, предрешившим исход всей Северной войны, стала Полтавская битва 27 июня 1709 года. Победители были щедро награждены орденами, наградными портретами Петра I, а также специально отчеканенными серебряными медалями. Последние предназначались лишь унтер-офицерам и рядовым гвардейских Преображенского и Семеновского полков. На унтер-офицерских медалях кроме портрета Петра I изображено сражение конницы, на солдатских - бой пехоты. Носились полтавские медали на узких голубых лентах, получивших свой цвет от ленты единственного в то время русского ордена св. Андрея Первозванного.
Форма и структура
« Исторические записки» (это название книга Сыма Цяня получила после его смерти), состоящие из 130 глав, распадаются на пять больших разделов. Первый раздел называется «Основные летописи»; он состоит из 12 глав, излагающих политическую историю правления тех династий или государей, которые в свое время были «основными» в Китае.
Повество ...
Реформы императора Александра II
Император Александр II вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I. Действительно, политическое и военное положение России в эту по ...
Высшее женское образование в XIX столетии
Борьба за высшее женское образование в России была составной частью общественно-педагогического движения, широко развернувшегося в период первого демократического подъема и выдвигавшего в ряду своих основных лозунгов требование реформы женского образования. Это требование поддерживалось представителями различных общественных течений.
У ...