Реформы Ивана IV
Страница 2

Согласно приговору 1550г., запретили местнические споры между воеводами во время походов, все они теперь подчинялись воеводе большого полка - главнокомандующему. Тогда же появляется стрелецкое войско, состоящее из постоянно служащих воинов, вооружённых холодным и огнестрельным оружием. Они получали обмундирование и денежное жалование.

В 1551 г. церковный собор принял Стоглав, укреплявший дисциплину, регламентировавший церковную жизнь - службы и обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода.

В Москве складывалась система приказов: Посольский приказ ведал внешними связями с соседними странами; Разрядный - дворянским войском, назначал воевод, руководил военными действиями; Разбойный - судом над "лихими людьми" и так далее. Челобитный - "приказ над приказами". Он разбирал жалобы по разным делам, контролируя другие приказы (глава-Адашев).

Глубина и значение судебных реформ фактического правительства конца 40-50гг. оказались выше всех попыток реформировать судебную систему в течение трех последующих столетий, в частности при Петре I и при Екатерине II.

Сущность земельной политики фактического правительства состояла в ограничении посягательств церковного и монастырского землевладения на земли светских феодалов и служилого дворянства. Законодательство стремилось охранить от экспансии церковных феодалов также земли крестьян.

Надо сказать, что характер реформ меняется в зависимости от времени их появления. Реформы, а тем более проекты реформ, принятые в годы близкие к 1547-му, носят значительно более демократический характер. В середине 50-х гг. правительство проводит целый комплекс реформ, направленных на "огосударствление" взаимоотношений между классом феодалов и центральной властью. Важнейшими из них являются приговоры о кормлении и о службе. Устанавливается единая норма военной службы с земельных владений. Все феодалы-землевладельцы независимо от размера своих владений становились служилыми людьми государства. Даже вотчинная земля превратилась в государственное жалование за службу.

Во всех установлениях фактического правительства налицо признаки компромисса. Князья и бояре были еще настолько сильны и экономически и политически, что с ними приходилось считаться. В известной мере их традиционные права поддерживал и царь. События более поздних лет уничтожили многие результаты реформ.

Страницы: 1 2 

Основные направления внешней политики и расширение территории России в XV-XVI веках
Основными направлениями внешней политики Москвы в XV–XVI веках были: – западное (Новгород, Тверь, Польско-Литовское государство, Ливония); – южное (Золотая Орда); – восточное (предуралье, Урал, Сибирь). Если задачи внешней политики на западном и восточном направлении постоянно менялись в процессе их решения, то на южном направлении ...

Социальная индустриализация: предпосылки, социально-экономические итоги. Поиски модели развития страны
К концу 1924г. партийное руководство делает вывод о завершении восстановительного периода, когда советская экономика впервые дала объёмы, сопоставимые с дореволюционными. Отныне промышленное производство не могло расти исключительно за счет пуска прежде стоявших предприятий. Становилось очевидным, что промышленный потенциал, оставшийся ...

Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы
Экономические реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы, являются составной частью радикального обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах. В 1990 г. в целом определился курс в направлении западной демократии; рыноч ...