Непоследовательность реформ высшего образования, периодическое наступление на него реакции тормозили развитие высшей школы в России. И тем не менее здесь были заметны определенные сдвиги. Например, в конце 50-х гг. в высших учебных заведениях училось немного больше пяти тысяч студентов, а середине 90-х гг. их было двадцать пять тысяч.
Несмотря на широкие репрессии к передовой профессуре и студенчеству, в университетах и других высших учебных заведениях России не прекращалась интенсивная работа передовой общественной и научной мысли, в среду студентов и преподавателей проникали революционные идеи.
А.Н. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.М. Мечников и другие в Петербургском университете, К.А. Тимирязев, А.Г. Столетов, Н.Е. Жуковский и другие передовые ученые в Московском вели борьбу против идеализма и отстаивали материалистические позиции в русской науке. В студенческой среде университетов развертывалась революционная деятельность замечательных представителей освободительного движения России.
Историю отечественного высшего образования в XIX веке долгие годы было принято показывать в виде синусоиды. Так, в одной из монографий, сказано: "На протяжении XIX века четырежды - по числу правлений императоров - сменяются реформы и контрреформы в высшем образовании. < .> Руководствуясь стремлением примирить непримиримое - государственность и науку, четырежды в XIX веке реконструировали высшую школу". На деле движение проходило не по синусоиде, а по гиперболе, устремленной вверх, и каждый император по-своему придавал ему новый импульс, сообщая дополнительное ускорение.
Уже на рубеже XIX-XX веков Россия, пережив "золотой век русской культуры", который не мог состояться без развитой высшей школы, вошла в число ведущих университетских держав. И хотя страна все еще заметно отставала в масштабах подготовки ученых и специалистов, мировая общественность с изумлением наблюдала за прогрессом российского образования и культуры. И это дало основание В. Ключевскому заявить: "В сознании образованного мира совершился глубокий перелом, в высшей степени важный для судеб цивилизации; этот перелом изменил отношение западноевропейских народов к русскому и русских к ним". Но он еще не знал грядущего космического триумфа русских университетов. Как оказалось, выдающиеся успехи русской науки и культуры на рубеже XIX-XX веков были всего лишь прелюдией к победному штурму космоса.
История России - история многих трагических событий, из-за которых жизнь народа никак не хочет становиться лучше. Вместе с тем, если бы не забота государства о высшей школе, мы, наверное, жили бы намного хуже. Российская действительность никак не похожа на западную или американскую, поэтому уходить из сферы высшего образования государству (в том числе от финансирования) нельзя. Есть эффективная высшая школа - есть государство, нет ее - нет и сильного государства.
Новые проблемы и встроенные ограничители
Авторы отнюдь не являются первопроходцами в применении подхода, декларированного выше. Среди ранних исследований революций Тед Роберт Гурр, например, выделяет так называемые теории «социальных изменений» («social change»), выводящие политическое насилие из неспособности социальных и политических институтов, обычаев, норм гибко реагирова ...
Индустриализация
Идея индустриализации была выдвинута в 1925 году. Она преследовала следующие цели: 1) ликвидация технико-экономической отсталости страны; 2) создание мощной оборонной промышленности; 3) развитие тяжелой промышленности. В 1929 году был принят первый пятилетний план. Началось крупное строительство. К 1930 году ликвидирована безработица. З ...
Погосты
При княгине Ольге возникает новый тип поселений (погосты), первоначально предназначенных для временных стоянок (становищ) княжеской дружины, служивших для организации установления, сбора, учета и транспортировки дани. Погосты известны не во всех районах Киевской Руси, в отличии от торгово-военных поселений, они первоначально не имели с ...