Непоследовательность реформ высшего образования, периодическое наступление на него реакции тормозили развитие высшей школы в России. И тем не менее здесь были заметны определенные сдвиги. Например, в конце 50-х гг. в высших учебных заведениях училось немного больше пяти тысяч студентов, а середине 90-х гг. их было двадцать пять тысяч.
Несмотря на широкие репрессии к передовой профессуре и студенчеству, в университетах и других высших учебных заведениях России не прекращалась интенсивная работа передовой общественной и научной мысли, в среду студентов и преподавателей проникали революционные идеи.
А.Н. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.М. Мечников и другие в Петербургском университете, К.А. Тимирязев, А.Г. Столетов, Н.Е. Жуковский и другие передовые ученые в Московском вели борьбу против идеализма и отстаивали материалистические позиции в русской науке. В студенческой среде университетов развертывалась революционная деятельность замечательных представителей освободительного движения России.
Историю отечественного высшего образования в XIX веке долгие годы было принято показывать в виде синусоиды. Так, в одной из монографий, сказано: "На протяжении XIX века четырежды - по числу правлений императоров - сменяются реформы и контрреформы в высшем образовании. < .> Руководствуясь стремлением примирить непримиримое - государственность и науку, четырежды в XIX веке реконструировали высшую школу". На деле движение проходило не по синусоиде, а по гиперболе, устремленной вверх, и каждый император по-своему придавал ему новый импульс, сообщая дополнительное ускорение.
Уже на рубеже XIX-XX веков Россия, пережив "золотой век русской культуры", который не мог состояться без развитой высшей школы, вошла в число ведущих университетских держав. И хотя страна все еще заметно отставала в масштабах подготовки ученых и специалистов, мировая общественность с изумлением наблюдала за прогрессом российского образования и культуры. И это дало основание В. Ключевскому заявить: "В сознании образованного мира совершился глубокий перелом, в высшей степени важный для судеб цивилизации; этот перелом изменил отношение западноевропейских народов к русскому и русских к ним". Но он еще не знал грядущего космического триумфа русских университетов. Как оказалось, выдающиеся успехи русской науки и культуры на рубеже XIX-XX веков были всего лишь прелюдией к победному штурму космоса.
История России - история многих трагических событий, из-за которых жизнь народа никак не хочет становиться лучше. Вместе с тем, если бы не забота государства о высшей школе, мы, наверное, жили бы намного хуже. Российская действительность никак не похожа на западную или американскую, поэтому уходить из сферы высшего образования государству (в том числе от финансирования) нельзя. Есть эффективная высшая школа - есть государство, нет ее - нет и сильного государства.
Облик города Смоленска
По данным статистических исследований, опубликованных в сборнике «Города России в 1910 году», в Смоленске проживало тогда 59 тысяч человек. Для сравнения - данным однодневной переписи в городе, проведенной 11 октября 1881 года (тогда в нем жило 33890 человек), и первой всеобщей переписи населения России 1897 года (в Смоленске – 45870 че ...
Фрагментация общества и революция
Активное экономическое развитие и вызываемая им фрагментация общества приводят к резкому ослаблению государственной власти в стране, а потому делают неизбежным революционное разрешение конфликта между новыми процессами и встроенными в ткань общественных отношений барьерами к адаптации. И дело здесь не только в неспособности существующей ...
Внутренняя характеристика. Выявление первоисточника
К тому времени, когда Сыма Цянь начал писать свою книгу, в Китае уже существовала многовековая историческая литература, на которую он мог опереться.
Эти исторические сочинения можно в общем разделить на два вида – на летописи и на сборники речей и документов. Среди летописей особое место занимала хроника княжества Лу, называвшаяся «Вес ...