Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в XVIII в. он был крайне невысок. Еще при Петре была сделана первая попытка создания университета при Академии наук - попытка, приведенная в исполнение уже после его смерти; в 1726 г. были выписаны из-за границы профессора, но их оказалось больше, чем студентов; студенты набирались принудительным порядком из учеников духовных академий, семинарий, и дело шло плохо. В 1755 г. выдающимся событием в жизни страны стало создание первого в России Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова. Правда, вновь учрежденный университет не скоро приобрел значение настоящего рассадника образования в России - сначала его постигла та же судьба, что и первый петровский университет: студентов было мало, и в самом же начале существования ему пришлось пережить годы упадка.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Восстание декабристов в 1825 году оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе и на образование. Сильный толчок культурному развитию России дала и вторая половина XIX века - эпоха Освобождения. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием.
Таким образом, вступление России в новый период своего исторического развития в XIX веке потребовало проведения социально-экономических преобразований во всех сферах жизни, в том числе и в сфере высшего образования. Это была объективная необходимость, этого требовали новые условия хозяйственной и общественной жизни России.
Тема высшего образования в России для меня, как для студентки педагогического вуза, очень актуальна. Более того, актуальность этой темы определяется и тем, что интерес к ней вызывается процессами, которые происходят в современной системе высшего образования России (проблемы государственного финансирования, благотворительность, платность и прочее). Для высшей школы начала XXI века представляет определенный интерес прошлое из XX века и даже из XIX века, это наше прошлое, наша история и наш опыт.
Кавказ и Турция
В Закавказье интересы России встретились с интересами Ирана и Турции. Присоединение Грузии к России в 1801 году
привело к русско-иранской войне 1804–1813 годов.По Гюлистанскому миру
к России присоединялись Дагестан и Северный Азербайджан. В ходе русско-турецкой войны 1806–1812 годов и по Бухаресткому миру Россия приобрела Бессарабию ( ...
Семья
Большую часть времени Николай II жил с семьёй в Александровском дворце. Летом отдыхал в Крыму в Ливадийском дворце. Для отдыха также ежегодно совершал двухнедельные поездки по Финскому заливу и Балтийскому морю на яхте «Штандарт». Читал как легкую развлекательную литературу, так и серьёзные научные труды, часто на исторические темы. Кур ...
Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения
Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.
Тюрко-татар ...