Последствия «политики большого скачка»
Страница 2

История » Политика большого скачка » Последствия «политики большого скачка»

Массовые репрессии, проводившиеся в начале 1930-х гг., хотя и позволили сталинскому руководству начать форсированную индустриализацию, провести насильственную коллективизацию и при этом удержаться у власти, на самом деле лишь усугубляли кризисную ситуацию в стране. При помощи террора можно было забрать хлеб у крестьян, но нельзя было заставить их сколько-нибудь нормально работать и заботиться о новом урожае. Опираясь на скачкообразное наращивание капитальных вложений, эксплуатацию порывов энтузиазма населения и одновременно проводя политику репрессий и принуждения к труду, невозможно было создать современную промышленность. Как показали итоги первой пятилетки, планы форсированного роста индустрии, на выполнение которых были направлены огромные силы и средства, оказались полностью провалены.

Если же поставить вопрос, что же дала индустриализация народу, то следует признать, что результаты были более чем скромные. При всей машинизации и механизации производства слишком большой оставалась доля ручного труда на вспомогательных операциях: при транспортировке, складировании, погрузке и отгрузки изделий. По-прежнему ручной труд преобладал в строительстве, в сельском хозяйстве. Несмотря на многочисленные обещания и заверения правителей, должного развития не получила легкая промышленность. Недопустимо мало внимания уделялось сооружению дорог, складов и элеваторов. Уровень жизни народа, если сравнить его с колоссальными затратами сил и средств, вырос столь незначительно, что зачастую он был просто невидим.

Для Сталина и его окружения именно экономический кризис явился наиболее убедительным аргументом в пользу необходимости корректировки политики "большого скачка". На пленуме ЦК ВКП(б) в январе 1933 г. Сталин заявил, что в дальнейшем нет необходимости "подгонять и подхлестывать страну", и провозгласил новые, более умеренные планы на вторую пятилетку.

Страницы: 1 2 

Устав 1863 года
Характерной черной деятельности Министерства народного просвещения при А.В. Головнине, занявшем пост министра в 1862 г., была широкая гласность. Комиссия, возглавляемая фон Брадке, составила проект нового университетского устава. Проект был разослан во все университетские советы, лицам духовных и гражданских ведомств, переведен на немец ...

Предпосылки проведения реформ.
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образов ...

Сельское хозяйство
Сельское хозяйство в этот период, как и раньше, оставалось основой экономики страны, а сельские жители преобладали в составе населения (к концу века в городах проживало около 4 %). Развитие аграрного производства имело, в основном, экстенсивный характер и достигалось за счет следующих факторов: 1.Рост населения, что обеспечивалось как ...