Образование Сефевидского феодального государства в XVI веке. Начало войны с Турцией
Страница 1

История » Образование Сефевидского феодального государства в XVI веке » Образование Сефевидского феодального государства в XVI веке. Начало войны с Турцией

К концу XV века в Иране и Закавказье сложилась сложная обстановка. Изнуренные феодальными повинностями, крестьяне неоднократно поднимали восстания, к которым примыкала и кочевая беднота. На западе набирала мощь Османская Турция. Все это требовало консолидации феодального класса. В борьбе за гегемонию среди трех азербайджанских государственных образований успех сопутствовал ардебильским шейхам. Основателем нового государства стал Исмаил Сефевид. Искусный политик, он привлек на свою сторону южно-азербайджанские племена: шамлу, румлу, устаджлу, текели, афшар, каджар и зулысадар. В ходе сефевидских завоеваний к ним примкнуло множество тюрко-язычных племен и народов. Начало выступления Исмаила (1499 г.) совпало с распадом Ак-Коюнлу на уделы. Народные движения против ак-коюнлуских султанов происходили под влиянием идеологии шиизма (шиа-секта).

Шиизм — течение в исламе, которое отличается своеобразием и резко отвергается ортодоксальными мусульманами (суннитами). Согласно дивану (сборнику стихов) «Хатан» самого Исмаила, почитаемый в шиизме халиф Али является воплощением Бога, а Мухаммед — только пророк. Сам Исмаил признавался Богом в человеческом одеянии. Шиизму характерно и ожидание имама-мессии, с приходом которого устанавливается царство Божие. Все это делало шиизм с его мистическими идеями очень популярным среди крестьян и массы кочевников, причем религией враждебного государства Ак-Коюнлу был суннизм. Приверженцы Исмаила знак своей шиитской принадлежности носили головные уборы с 12 красными складками, по числу почитаемых шиитами имамов-мессий. Благодаря этому поддержавшие Исмаила племена стали называться «кызыл-баши», т. е. красноголовые. Вскоре это прозвище стало синонимом Сефевидов. В русских документах XVI — XVII веков династия и государство Сефевидов обычно называются кызыл-башскими. Исмаила поддержало также персидское и армянское торгово-ремесленное население, страдавшее от феодальных усобиц и войн со стороны соседней Турции.

Походы Исмаила начались в 1501 году с завоевания Ширвана, были захвачены Баку, Шемаха и другие города, взяты большие трофеи (окончательно Ширван был присоединен к Сефевидским владениям в 1538 г.). Затем Исмаил двинулся на юг и в сражении на Шарурской равнине в 1501 году наголову разгромил войско Альвенда — султана Ак-Коюнлу. Осенью 1501 года Исмаил занял Тебриз — столицу Ожного Азербайджана — и короновался как шах (Царь) Исмаил I (1501 — 1524). Шиизм был объявлен государственной религией Сефевидов. В денежное обращение были пущены монеты с шиитским символом веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухамед — посланник Аллаха, Али — друг Аллаха». Шиитизации подверглось как азербайджанское, так и персидское население, бывшее до этого в большинстве суннитами (шиитскими были только эмираты Гилян и Мазандаран в Прикаспийском Иране). Нежелающие принимать шиизм подвергались массовым казням. Принятие новой религии имело огромное политическое значение. В XVI веке шиизм носил антитурецкий характер, так как государственной религией Турции был суннизм. Шиизм обеспечивал поддержку народных низов и давал социальную стабильность молодой монархии. Он позволил Сефевидам секуляризировать вакуфные (церковные) земли и фонды суннитского духовенства. Это давало возможность отбирать земли и у суннитских светских феодалов из-за их религиозной нелояльности.

Исмаил сосредоточил в своих руках огромный земельный домен, для управления которым был создан особый вазират, глава которого именовался «вазир высокого Дивана» в отличие от вазира, управлявшего остальной частью страны. Кроме шаха, крупными земельными собственниками стали ханы (эмиры) азербайджанских племен и шиитское духовенство: такие шиитские святыни, как г. Мешхед, где находится могила одного из наиболее почитаемых имамов, г. Кум, где, по легенде, похоронена сестра этого имана, и многие другие религиозные центры обросли огромным вакуфным землевладением. В 1503 году завоевания Исмаила продолжились. 21 июня 1503 года в местности Алма Гулаги близ Хамадана кызылбаши разгромили ак-коюнлуского султана Мурада. Государство Ак-Коюнлу прекратило существование, к Сефевидскому государству были присоединены Фарс и большая часть персидского Ирака. Преследуя Мурада, в том же 1503 году кызылбаши взяли иранские города Шираз, Исфаган, Катан. К 1508 году весь Иран до Персидского залива (за исключением Хорасана на востоке), Армения и Ирак арабский были захвачены Исмаилом. В борьбе за Хорасан Сефевидское государство столкнулось с узбекским государством Шейбани-ханам, сложившимся в конце XV века. В 1510 году в сражении под Мервом (в Хорасане) кызылбаши нанесли поражение войскам Шейбани-хана. Хорасан перешел под власть Сефевидов.

Страницы: 1 2 3

Ближнее зарубежье
Распад СССР привел к утрате Россией практически всех выходов в Черное и Балтийские моря. Вступление Прибалтики в НАТО фактически пододвинуло американские и европейские войска к границам России. Торговля России с Европой оказалась в зависимости от Прибалтики, Белоруссии, Украины и Молдовы. Россия путем построения системы договоров пытает ...

Чан Кайши: изгнанник и триумфатор
Китайцы издревле именуют свой мир Поднебесной империей. Хотя и не вполне ясно, какие силы вершили ее судьбы в двадцатом веке, но в ушедшем столетии на китайском небосклоне сияло несколько звезд. В первой четверти века это была звезда отца китайской антимонархической революции Сунь Ятсена, во второй — генералиссимуса Чан Кайши, в треть ...

Правотворческая деятельность в Чехии XV – XII вв.
Избрание Владислава Ягеллона, чей отец Казимир IV был польско-литовским государем, на престол Чехии, а затем и Венгрии отражало характерную для Центральной и Восточной Европы тенденцию к образованию многонациональных государств. Заключение чешско-венгерского династического союза было форсировано возросшей к исходу XV в. турецкой угрозой ...