Политика «военного коммунизма»
Страница 1

Предпосылки возникновения

О. Р. Лацис признал, что «военный коммунизм»— это «первый опыт социалистического хозяйствования и первая историческая модель социализма в нашей стране», а, следовательно, и в мире. Этот опыт и эта модель, позволив Советской власти решить судьбоносную задачу — защитить революцию и страну в ходе гражданской войны — обнаружили затем свою несостоятельность и ввергли Советскую Россию в такой кризис, из которого удалось выбраться почти чудом — крутым поворотом к НЭПу.

Как мне представляется, Ленин вплоть до апреля 1918 г. исходил из возможности опосредованного перехода России к социализму.

Термин “военный коммунизм” ввел в оборот марксистский теоретик А. Богданов еще до октября 1917 года. Он не связывал его с коммунизмом или с капитализмом, по его мнению "военный коммунизм" применим исключительно к армии, так как армия представляет собой "авторитарно регулируемую организацию массового паразитизма и истребления". В.И. Ленин впервые употребил его в апреле 1921 года. В сущности, военный коммунизм был порожден еще до 1918 года установлением однопартийной большевистской диктатуры, созданием репрессивно-террористических органов, давлением на деревню и капитал. Фактическим толчком для его проведения в жизнь стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возможность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.

В результате был притворен в жизнь комплекс мер, которые должны были привести к разгрому сил контрреволюции, поднять экономику и создать благоприятныеусловия для перехода к социализму. Эти меры затронули не только политику и экономику, но, фактически, все сферы жизни общества.

Таким образом, можно сделать вывод: Февраль дал народам России шанс мирного развития по пути реформ. Последующий ход событий представлял собой порочный круг, в котором нерешенность глубинных проблем общества - вопросов о мире и, о земле делала невозможным развитие нормального политического процесса и сохранение гражданского мира на основе компромиссов между классами. Главный урок событий 1917 года для современной России заключается, на мой взгляд, в необходимости проведения давно назревших реформ на основе компромиссов и коалиций, отказ от насилия в политике.

Размышляя сегодня о демократии применительно к прошлому, важно признать за всеми классами, партиями и т. п. право на самоутверждение в борьбе с бсоперниками и конкурентами. Ведь для крестьянина, как мелкого частного собственника, право быть хозяином на собственной земле реализовывалось не только в черном переделе земли, но и в требовании коренного пересмотра всей ранее сложившейся системы взаимоотношений между городом и деревней. Вот какие проблемы должны были возникнуть перед государством, городом, всеми слоями населения, зависимыми в той или иной мере от деревни. Именно в таких ответных мерах возникала необходимость. Это лишь одна из глобальных проблем, рожденных революцией. Понятие «братоубийственная» примени­тельно к гражданской войне отнюдь не полно и не точно отражает характер той ожесточенной схватки, которая происходила во всех уголках огромной страны.

Страницы: 1 2 3 4

Западная Индонезия к началу средневековья (V— VII вв.)
Возникновение классового общества на о. Ява, где находились наиболее плодородные и густонаселенные рисоводческие долины, при¬вело к созданию ряда государств. Объединения земледельческих об¬щин с их землями и оросительными системами и родоплеменная знать подчинялись верховной власти монарха-деспота, поддерживаемого жре¬цами. Таким было н ...

Японский офицер
В возрасте 20 лет он впервые приехал в Японию, где и примкнул к китайскому революционному движению. Внешне он был тогда типичным молодым человеком из Китая с длинной косой на спине. В знак своей решимости он стал участвовать в антимонархической антиманьчжурской революции в апреле 1906 года и, находясь в Токио, срезал свою косу, отослав ...

Социальные движения в XVII веке. Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви
Современники назвали XVII век «бунташным », так как народные восстания часто потрясали страну. При изучении социальных движений XVII века надо иметь ввиду, что они порождались не классовыми противоречиями, а совокупностью социальных, национольных и религиозных причин, вызванных кризисными явлениями в обществе. На протяжении XVII–XVIII ...