Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке
Страница 1

История » Основные этапы истории России » Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке

XVIII век стал одним из наиболее значительных этапов в развитии русской культуры. В течении этого столетия русская культура достигла того уровня развития, к которому шла Европа шла в течении 2–3 веков.

В истории русской культуры XVIII века выделяются два периода:

эпоха петровских реформ (первая половина XVIII века) и царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века).

Для культуры петровской эпохи характерны следующие черты:1) обмирщвление (отрыв от церкви), развитие личностного начала, сближение с культурой Западной Европы; 2) соединение культур XVII и XVIII веков, часто достигаемое искусственно; распространение новой европейской культуры в среде дворянства и богатого купечества. Именно в XVIII веке происходит разрыв между дворянской (элитарной) и народной (низовой) культурами.

В ранг государственной политики при Петре I была возведена проблема просвещения, что диктовалось необходимостью практического решения хозяйственных и военных проблем. Созданные Петром учебные заведения разделялись на: высшие

(Славяно-греко-латинская академия для духовенства, Морская академия), специальные

(артиллерийская и инженерная школы, медицинское училище, горные школы при металлургических заводах) и начальные

(цифирные и гарнизонные школы, епархиальные училища). Кроме государственных в стране появляются частные учебные заведения

. Отличительной чертой петровских школ была всесословность, кроме крепостных.

После Петра система образования приобретает сословный характер. Во главе системы образования стояла созданная в 1725 году Академия наук,

при которой был открыт университет и гимназия. Улучшению образования способствовало издание новых учебников. В 1710 году произведена замена шрифта

на более простой, названный гражданским. При Академии наук с 1703 года издается газета

, организована публичная библиотека и Кунсткамера (музей диковин). Указом Петра было велено сдавать в Кунсткамеру все диковины и древности, найденные в России. Так было положено начало археологическим изысканиям. Преподаватели били в основной массе иностранцы. Заметный след оставили математик Эйлер, физик Бернулли

.

Присоединяемые земли описывались географическими экспедициями, составлялись их карты. По заданию Петра А.К. Нартовым была написана история Северной войны, Татищев написал первый опыт русской истории, в которой активно использовал древнерусские летописи.

Центральное место в общественно-политической мысли первой четверти XVIII века заняла проблема абсолютизма. Глава церкви Феофан Прокопович

отстаивал идею неограниченной царской власти. И. Посошков

в «Книге о скудости и богатстве» выступает за ограничение крепостного права и создание всесословного выборного органа с совещательными функциями. А. Татищев

выступил за полное и скорейшее отмену крепостного права.

Большие изменения произошли в быту людей. С 1700 года новый год начали отмечать с 1 января.

Знать собиралась на ассамблеи

(балы), введен налог на ношение бороды, запрещено ношение традиционной русской одежды. При царском дворе появляется театр. В 1756 году ярославский купец Ф. Волков открывает первый публичный театр.

При Анне Иоанновне расширяется сеть учебных заведений: открыт Шляхетский кадетский корпус, 17 семинарий. Детям дворян разрешено получать домашнее образование.

При Елизавете в Академии наук появляется Михаил Васильевич Ломоносов

. По его настойчивой просьбе в 1755 году открывают Московский Университет, а 1757 году открывают Академию художеств.

В петровское время в архитектуре формируется стиль русского барокко

, идет активное каменное строительство в Москве. В 1703 году основан Санкт-Петербург.Архитектурный план Петербурга основан на образцах регулярной застройки в городах Европы. Середина XVIII века становится периодом расцвета архитектуры барокко: Растрелли

возводит здание Зимнего дворца, Ухтомскийколокольню Троице-Сергиевой лавры. В живописи происходит отказ от иконописной манеры, расцветает портретный жанр. Ломоносов возрождает забытую с XII века технику мозаики.

Во второй половине XVIII века русская культура отказалась от подражания западной Европе и показала себя вполне сформировавшимся и законченным явлением. В это время культура стремиться отразить мощь и великолепие России как мировой державы.

Страницы: 1 2

Баташева.
Описана бульварным стихотворцем урождённая Баташева, последняя отличалась еще наивностью в разговорах. Так, возвратившись из-за границы, она рассказывала, что в Париже выдумали и ввели в большую моду какие-то прозрачные рубашки, о которых она отзывалась с восторгом: -Вообразите, что это за прелестные сорочки: как наденешь на себя, да с ...

Наследование
Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сынове ...

Пути сообщения и торговля
Одна из особенностей географического положения России заключается в значительном удалении большей части ее территории от моря. В Западной Европе нет ни одного пункта, который бы отстоял от моря дальше чем на 300 км, а между тем расстояние от Москвы до моря - 650 км, от Уральских гор - более 1100 км. Другая особенность в те времена сост ...