Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке
Страница 1

История » Основные этапы истории России » Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке

XVIII век стал одним из наиболее значительных этапов в развитии русской культуры. В течении этого столетия русская культура достигла того уровня развития, к которому шла Европа шла в течении 2–3 веков.

В истории русской культуры XVIII века выделяются два периода:

эпоха петровских реформ (первая половина XVIII века) и царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века).

Для культуры петровской эпохи характерны следующие черты:1) обмирщвление (отрыв от церкви), развитие личностного начала, сближение с культурой Западной Европы; 2) соединение культур XVII и XVIII веков, часто достигаемое искусственно; распространение новой европейской культуры в среде дворянства и богатого купечества. Именно в XVIII веке происходит разрыв между дворянской (элитарной) и народной (низовой) культурами.

В ранг государственной политики при Петре I была возведена проблема просвещения, что диктовалось необходимостью практического решения хозяйственных и военных проблем. Созданные Петром учебные заведения разделялись на: высшие

(Славяно-греко-латинская академия для духовенства, Морская академия), специальные

(артиллерийская и инженерная школы, медицинское училище, горные школы при металлургических заводах) и начальные

(цифирные и гарнизонные школы, епархиальные училища). Кроме государственных в стране появляются частные учебные заведения

. Отличительной чертой петровских школ была всесословность, кроме крепостных.

После Петра система образования приобретает сословный характер. Во главе системы образования стояла созданная в 1725 году Академия наук,

при которой был открыт университет и гимназия. Улучшению образования способствовало издание новых учебников. В 1710 году произведена замена шрифта

на более простой, названный гражданским. При Академии наук с 1703 года издается газета

, организована публичная библиотека и Кунсткамера (музей диковин). Указом Петра было велено сдавать в Кунсткамеру все диковины и древности, найденные в России. Так было положено начало археологическим изысканиям. Преподаватели били в основной массе иностранцы. Заметный след оставили математик Эйлер, физик Бернулли

.

Присоединяемые земли описывались географическими экспедициями, составлялись их карты. По заданию Петра А.К. Нартовым была написана история Северной войны, Татищев написал первый опыт русской истории, в которой активно использовал древнерусские летописи.

Центральное место в общественно-политической мысли первой четверти XVIII века заняла проблема абсолютизма. Глава церкви Феофан Прокопович

отстаивал идею неограниченной царской власти. И. Посошков

в «Книге о скудости и богатстве» выступает за ограничение крепостного права и создание всесословного выборного органа с совещательными функциями. А. Татищев

выступил за полное и скорейшее отмену крепостного права.

Большие изменения произошли в быту людей. С 1700 года новый год начали отмечать с 1 января.

Знать собиралась на ассамблеи

(балы), введен налог на ношение бороды, запрещено ношение традиционной русской одежды. При царском дворе появляется театр. В 1756 году ярославский купец Ф. Волков открывает первый публичный театр.

При Анне Иоанновне расширяется сеть учебных заведений: открыт Шляхетский кадетский корпус, 17 семинарий. Детям дворян разрешено получать домашнее образование.

При Елизавете в Академии наук появляется Михаил Васильевич Ломоносов

. По его настойчивой просьбе в 1755 году открывают Московский Университет, а 1757 году открывают Академию художеств.

В петровское время в архитектуре формируется стиль русского барокко

, идет активное каменное строительство в Москве. В 1703 году основан Санкт-Петербург.Архитектурный план Петербурга основан на образцах регулярной застройки в городах Европы. Середина XVIII века становится периодом расцвета архитектуры барокко: Растрелли

возводит здание Зимнего дворца, Ухтомскийколокольню Троице-Сергиевой лавры. В живописи происходит отказ от иконописной манеры, расцветает портретный жанр. Ломоносов возрождает забытую с XII века технику мозаики.

Во второй половине XVIII века русская культура отказалась от подражания западной Европе и показала себя вполне сформировавшимся и законченным явлением. В это время культура стремиться отразить мощь и великолепие России как мировой державы.

Страницы: 1 2

Социально-политический кризис конца XVI – начала XVII века в России. «Смутное время» и его последствия
Начало XVII века характеризуется крайним обострением социальных и политических противоречий, вызванных и ослажненных хрзяйственным кризисом и ухудшением междунорадного положения страны. Современники обозначили эти явления термином «Смута » (1605–1613). Смуту можно рассматривать как первую в истории страны гражданскую войну . Опричнина ...

От Владимира до Ярослава Мудрого
Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир . Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив дулебов и хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. Успешной была и борьба Владимира с печенегами на южных границах. ...

Реформы 1860–1870-х годов в России, их влияние на социально-экономическое и политическое развитие страны
Поражение России в Крымской войне обозначили необходимость реформ во всех областях жизни и преодоления отставания от Запада. Вокруг императора Александра II сложился круг лиц, которые были готовы к проведению этих реформ. Во многом этот круг лиц сформировался в годы правления Александра I и в кружках 30–40-х годов. Реформы Александра II ...