Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке
Страница 2

История » Основные этапы истории России » Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке

Для дворян открываются учебные заведения закрытого типа (Смольный институт). Целью таких учебных заведений была изоляция детей от общества и воспитания в них высокой нравственности. В городах и уездах создаются училища для народа. Академия наук под руководством президента Екатерины Дашковой изучает природные запасы страны. При Академии работают механики-самоучки И. Ползунов

(построил первую паровую машину) и И. Кулибин

(изобрел оптический телеграф и прожектор). Крупные исторические сочинения создают М. Щербатов, И. Болтин, М. Ломоносов. Типография Новикова издает древнерусское летописи.

В литературе прославились В. Тредиаковский, Г. Державин, Д. Фонфизин, Н. Карамзин. Создается Театральная дирекция, театры получают помощь от государства. В поместьях возникают крепостные театры.

Екатерина II положила начало увлечению коллекционированию произведений искусств. Ее коллекция стала основой коллекции Эрмитажа.

В архитектуре барокко сменяется классицизмом

. Ведется крупное каменное строительство в Петербурге, основываются города в Новороссии (Одесса, Севастополь, Херсон).

В живописи появляются различные жанры: исторический, пейзажный, бытовой, происходит расцвет искусства портрета. В портрете стремятся передать внутренний мир человек. Высокой художественной ценностью отличаются скульптурные портреты Ф. Шубина.

Создавались школы у народов Поволжья и Сибири. Они носили миссионерский характер и стремились к христианизации местного инородческого населения.

Н.В. Флоровский «Пути русского богословия»: «Вся историческая значительность русского масонства была в том, что эта была психологическая аскеза и собирание души. В масонстве русская душа возвращается к себе из Петербургского небытия и рассеяния… Это был не только эпизод, но и этап в истории нового русского общества… В истории русского масонства было много споров, разделений, колебаний. Первые русские ложи были, в сущности, кружками деистов, исповедавших разумную мораль и естественную религию, стремившихся к моральному самопознанию… Масонство есть некий орган, прежде всего, светский и тайный, с очень строгой дисциплиной не только внешней, но и внутренней. Именно эта внутренняя дисциплина или аскеза… и оказалась всего важнее в общей экономии масонского действия, – «тесание дикого камня сердца человеческого», как говорили тогда. И в этой «аскезе» воспитывался новый тип человека. С этим типом мы встречаемся в следующую эпоху. В масонстве впервые будущий русский интеллигент осознает свою разорванность, раздвоенность своего бытия, и начинает томиться о цельности и тянуться к ней. Это искание, тоска и тяга повторяются позже в поколении «тридцатых годов» и (сороковых); в частности у славянофилов».

Страницы: 1 2 

Приложения
Пржемысл Отакар I (1197-1232) (пытался отделить чешскую церковь от имперской и стяжать императорский титул, получил от императора Фридриха II в 1212 г. "Золотую Сицилийскую буллу", в которой узаконивалась наследственность власти чешских королей, подчинил королевской власти Моравского маркграфа и Оломоуцкого епископа, выступавш ...

Создание рабочего социалистического интернационала
Международный социал-реформизм в период спада рабочего движения. В 1920— 1921 гг. в некоммунистическом рабочем движении сформировались два основных центра. Восстановленный II Интернационал объединил правореформистские партии 15 стран, в том числе СДПГ, Британскую лейбористскую партию и др. В 1920 г. в нем состояло свыше 6 млн. человек. ...

Воцарение династии Романовых. Конец «Смутного времени». Подготовка к избирательному Земскому Собору
Особое место в системе государственных органов России занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI до середины XVII века. Их со­зыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и по­садов. Духовная и светская аристократия представляла собой э ...