В IX-X вв. активизируется монометаллическое денежное обращение, которое накладывается на существующую с незапамятных времен кунную меховую денежную систему, которой в свое время так заинтересовался К. Маркс. Тогда в обращении находились куфические дирхемы, европейские денарии, пфенниги, пенни; наряду с серебряными милиарисиями сюда проникали золотые солиды и медные монеты Византии – все они принимались в княжескую казну в виде полюдья, даней, мыта, вир, продаж, гостевых, военной добычи и проч.
Первые попытки выпуска собственной монеты относятся к концу X-началу XI вв. они были связаны с кризисом серебра на Востоке и прекращением поступления арабских монет на Русь. Финансовая администрация Владимира Святославича (980-1015 гг.), вскоре после крещения Руси в 988 г., впервые предприняла меры для выпуска в обращение универсальной общегосударственной монеты. Однако, эмиссия национальных монет (златников и серебряников) не была постоянной, а продукции эпизодических выпусков оказалось недостаточно для того, чтобы занять сколь-нибудь заметное место на внутреннем рынке. Ограниченные попытки чеканки собственной монеты предпринимали после Владимира – Святополк Изяславич, Ярослав Мудрый, Михаил Тьмутараканский.
Еще в IX-первой половине Х в. на Руси имели хождение серебряные слитки (гривны) весом в 68,22 г., ареал распространения которых был ограничен близлежащими районами Русской земли. Структура денежного счета, согласно Русской Правде, имела следующий вид:
гривна (68,22 г.) = 20 ногат (3,41 г.) = 25 кун (2,73 г.) = 50 резан (1,36 г.) = 100 или 150 вевериц.
Согласно В.Л. Янину, метрологической основой древнерусской гривны в 68,22 г. служил устойчивый вес римского денария (3,41 г.). Гривно-кунная терминология и методология серебряно-мехового счета сохранилась в последующие века и нашла отражение в Краткой и Пространной редакции Русской Правды.
К концу XI в. прекращается интенсивное обращение монет на Юге, а с 20-х годов XII в. – немного позднее на Севере – начинается безмонетный (гривневый) период, хронологически совпадающий с распадом Киевской Руси.
Платежные операции XI-XIII вв. обеспечивали поздние серебряные слитки различного вида и веса; наибольшее значение имели киевские и новгородские гривны серебра. Киевские гривны серебра – это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес – около 160 г., что позволяет связывать их весовую норму с весом византийской литры (327,456 г.), и считать – равной ее половине (163,728 г.). Общая их датировка, подтвержденная совместными находками с византийскими монетами – IX-XII вв; ареал – охватывает почти всю территорию Руси, но большинство находок концентрируется в южных районах.
Новгородские гривны серебра имели другой вид и вес – это были длинные (14-16 см) палочки-бруски весом около 200 г. Их весовую норму связывают с полуфунтом (204,756 г.), а также с гривной кун (51,184 г.), равной его четверти, не имевшей серебряного слитка-эквивалента, и использовавшейся в качестве термина счетной единицы. Вес златников князя Владимира, заключенный в пределах 4,0-4,4 г., и соответствующий весовой норме византийских солидов, в дальнейшем превратился в русскую единицу веса – золотник (4,266 г.), точно соответствующий 1/96 позднейшего русского фунта. Структура денежного счета в соответствии с Краткой редакцией Русской Правды (конец XI в.):
гривна кун (51,184 г.) = 20 ногат (2,56 г.) = 25 кун (2,05 г.) = 50 резан (2,02 г.);
Пространная редакция (XII-XIII вв.) – дает следующее соотношение:
гривна кун (51,184 г.) = 20 ногат (2,56 г.) = 25 кун (1,02 г.) = 50 резан (1,02 г.).
Утраченные иллюзии
Спарта была великой пока была прекрасной и справедливой, в золотые дни, когда там, по словам Терпандра, цвели «доблесть юношей, гармоническая Муза и справедливость, идущая широкой стезей, мать прекрасных подвигов» [2;47], когда гражданские добродетели и военная мощь уравновешивались улыбкой человечности, сиявшей в лукавой грации спартан ...
Книги и манифесты древнегреческого врача
Книги, которые с элементом вероятности приписываются Гиппократу, и которые так или иначе можно считать зеркалом мышления великого медика, это: "О древней медицине" (своего рода манифест об автономии медицинского искусства); "О священной болезни" (полемика с представлениями магическо-религиозной медицины)". Прогн ...
Уединённое созерцание
Достоверных скульптур Леонардо да Винчи не сохранилось совсем. Зато мы располагаем огромным количеством его рисунков. Это или отдельные листы, представляющие собой законченные графические произведения, или чаще всего наброски, чередующиеся с его записями. Леонардо рисовал не толь ...