Частная жизнь фараона
Страница 3

Кроме этого, царевич должен был быть еще и очень сильным, чтобы в военном походе вести воинов в битву. Отец приучал будущего Рамсеса II и его товарищей к трудным упражнениям, к умению преодолевать усталость. Никто из них не получал ни крошки, пока не пробежит сто восемьдесят стадий. Поэтому все они становились настоящими атлетами [18].

О подвигах Аменхотепа II мы узнаем из памятной стелы. О нем говорили: "Он достиг расцвета сил в возрасте восемнадцати лет. К тому времени он знал все подвиги Монту. Не было ему равных на поле битвы. И он постиг искусство управления лошадьми. Не было ему равных во всей многочисленной армии. Не было человека, который мог бы натянуть его лук. И никто не мог догнать его в беге".

В общем, настоящий атлет. Он упражнялся сразу в трех видах: гребле, стрельбе из лука и конном спорте.

"Рука его была могуча и неустанна, когда он держал рулевое весло на корме своего царского корабля с командой из двухсот человек. В конце дистанций, когда его люди проплывали половину атура [2 километра], они больше не могли плыть, они задыхались, руки их были как тряпки. А его величество, наоборот, крепко держал свое весло длиной в двадцать локтей. Царское судно причаливало, пройдя три атура без остановки. Люди смотрели и радовались".

Затем были состязания в стрельбе из лука. "Он (Ахеперура) натянул триста луков, чтобы сравнить их и отличить изделие мастера от поделки невежды". Выбрав настоящий, безупречный лук, который никто не мог натянуть, кроме него, царевич явился на стрельбище: "Он увидел, что ему поставили четыре цели из азиатской меди толщиной в пядь. Двадцать локтей отделяли одну мишень от другой. Когда его величество фараон явился на колеснице, как могущественный Монту, он схватил свой лук, схватил сразу четыре стрелы и начал стрелять, как Монту. Первая стрела вышла с другой стороны мишени. Тогда он прицелился в другую. Это был выстрел, какого не сделал никто, о таком не слыхивали никогда: стрела пробила медь и упала с другой стороны на землю. Такое содеять мог только царь, могучий и сильный, которого Амон создал победителем".

Гиксосы принесли не только беды Египту. Именно они ввезли в Египет лошадей. Фараоны оценили этих прекрасных животных, и царские конюшни наполнились тысячами великолепных лошадей.

Рамсес III не доверял даже своим военачальникам и сам следил, чтобы его кони были ухожены и готовы к бою. Он приходил в большую дворцовую конюшню с посохом в одной руке и хлыстом в другой. Его сопровождали слуги с зонтиками и опахалами и дежурные воины. Раздавался сигнал о прибытии фараона. Конюхи вскакивали, бросались по местам. Каждый хватал вожжи своей пары коней. Фараон осматривал их одного за другим.

Чтобы жить в таком великолепии, фараону нужны были средства. Во-первых, существовало обширное дворцовое хозяйство. Управление им ни чем не отличалось, по мнению Перепелкина, от управления хозяйством вельможи[19]. Владения богатых людей, к которым относился и фараон, бывали разбросаны по всей стране. Для общего руководства управлением необходим был управляющий хозяйством - домоправитель. Он возглавлял "управу дома собственного". В нее также входили хранитель ведомостей, писцы, мерщик и счетчик зерна. Владения фараона делились на отдельные населенные точки: "дворы" и "селения". Во главе них стояло по управляющему. Он отвечал за хозяйство, присутствовал при всех работах и отчитывался перед "управой".

Кроме того, "дом собственный" вельможи включал в себя ремесленное производство. Как пишет Ю. А. Перепелкин: "Отдельные его отрасли охотно объединяли в многоремесленные мастерские, но ткачество и пищевое производство выделялись в особые отрасли"[20]. Ремесленные производства подчинялись своим начальникам, в ведение властителей они не входили. Но, несмотря на объединение, отдельные ремесла имели свои помещения и своих начальников.

Пищевые мастерские одновременно служили складами готовых припасов. Там были свои распорядители, которые отчитывались перед управой или писцами "дома собственного".

В царском хозяйстве выращивали животных. Это были коровы, которых доили и великолепные быки, откармливаемые для убоя. Как считает И. С. Кацнельсон, во времена Нового царства таких быков клеймили[21]. Большое хозяйственное значение крупного рогатого скота отразилось в обоготворении коровы в образе богини неба Хатор. Кроме крупного рогатого скота в хозяйстве фараона выращивали коз, длинногривистых овец, разводили птиц и рыбу.

Страницы: 1 2 3 4

Некоторые факты из жизни ганзейцев
Горожане ревностно охраняли добытую ими независимость. Общеизвестной поговоркой было: "Городской воздух - это свобода". Если крепостному удавалось бежать в город и там прожить, не выходя за его стены, ровно год и один день, он уже не являлся чьим-то имуществом. Так что распространение Любекского права представляло собой подрыв ...

Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане
Предпосылки коммунистического абсолютизма. Согласно основному постулату марксистского материализма, "бытие определяет сознание". Тем не менее социализм вошел в сознание россиян не через материальную жизнь, а как идеальное представление о будущей справедливой и материально обеспеченной жизни. Коммунисты разъясняли, что только С ...

Гимны
Кроме герба и флага символом государства является гимн. Государственные гимны существуют во всех странах. В них отражается особенность государственного строя, господствующая идеология. Начнем изучение истории гимна с раскрытия этимологии этого слова. Гимн (гр. hymnus / лат himnos – петь, славить, хвалить). А в более широком значении ги ...