Законодательная, судебная функции
Страница 2

История » Функции фараона в Древнем Египте » Законодательная, судебная функции

Очень долго в Египте не существовало определенного класса профессиональных судей. Однако всякий человек, занимавший высокое административное положение, и знавший большинство законов, мог править правосудие. Именно так, чаще всего и происходило.

Наказание осужденных преступников назначалось фараоном, и поэтому относящиеся к делу документы отсылались к нему для резолюции, в то время как жертвы ожидали своей участи в заточении.

При известных, для нас еще не вполне ясных условиях, можно было апеллировать непосредственно к царю и предлагать на его усмотрение относившиеся к делу документы. Таким документом является юридический папирус Древнего царства, хранящийся ныне в Берлине

Заявления тяжущихся наследников также проходили непосредственно через фараона. Все земли, пожалованные фараоном, передавались на основании царских декретов, заносившихся в "царские писания" в канцеляриях визиря.

"Странствия Синухета" — единственный известный нам случай, когда фараон помиловал виновного. Рассказчик подробно описал, как все это происходило. Фараон не только простил Синухета, одарил его и разрешил ему вернуться на родину, но и захотел посмотреть на него. Наш герой явился на пограничную заставу Пути Хора. Он раздал своим друзьям кочевникам подарки, полученные от царского двора, и доверился стражникам, которые привезли его на корабле в резиденцию Ити-тауи. Во дворце все были заранее предупреждены. Царские дети собрались в караульной. Придворные, в чьи обязанности входило провожать посетителей в колонный зал, показали Синухету дорогу, и вот согрешивший подданный предстал перед повелителем, восседавшим на парадном троне в золоченом зале. Синухет простирается пред ним на полу. Он сознает всю тяжесть своего проступка, и ужас охватывает его: "Я был подобен охваченному мраком. Душа моя исчезла, тело ослабло, и не было больше сердца в груди, и не отличал я жизнь от смерти"[13].

Синухету повелели встать. Фараон, который только что сурово корил его, смягчился и позволил Синухету говорить. Синухет не стал злоупотреблять царским великодушием и закончил свою короткую речь словами: "Вот я пред тобою — жизнь моя принадлежит тебе. Да поступит твое величество по изволению своему"[14].

Фараон приказывает привести детей. Он обращает внимание царицы на то, что Синухет сильно изменился. Он так долго жил среди азиатов, что стал похож на них. Царица вскрикивает от удивления, а царские дети хором подтверждают: "Воистину это не он, царь, владыка наш!"[15].

После долгих восхвалений они просят помиловать Синухета, ибо он поступил по недомыслию. Синухет уходит из дворца не только помилованный, но и награжденный: теперь у него есть дом и он может отныне наслаждаться прекрасными вещами, подаренными ему фараоном.

Фараон мог считаться богом, законным сыном Амона, но это не спасало его от врагов. Специальные дела частного характера "заслушивались" верховным судьей и судьей "при Нехене"; в одном же случае, когда возник заговор в гареме, обвиняемая царица предстала перед двумя судьями "при Нехене", специально для этого назначенными короной, причем в числе них не было самого фараона - верховного судьи[16].

В "Жизнеописании вельможи Уны" дается описание процесса против жены царя Уретхетес. "Велось дело в царском женском доме против жены царя Уретхетес в тайне. Его величество велел мне (вельможе) спуститься, чтобы вести одному допрос, причем не было там ни одного главного судьи – верхового сановника, ни одного [другого] сановника кроме меня одного, так как я пользовался распоряжением и был угоден его величеству и так как его величество полагался на меня. Это я вел запись наедине с одним судьей и устами Нехена, причем должность моя была [только] начальника дворцовых хентиу-ше"[17].

Страницы: 1 2 3

Воспитание в Спарте. История спартанского образования
Спарта, непревзойденный источник сведений об архаике, естественно составляет следующий этап нашей истории. На этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское рыцарское образование, не прерываясь, начинает постепенно изменяться. Напротив, для нее делом чести будет оставаться городом полуграмотных. Хотя ее мелочное законодательство регламентируе ...

Вступление
Исходя из темы и приведенного ниже материала, определю идеологию как социально значимую систему идей, поддерживаемую той или иной общественной группой и служащую закреплению или изменению общественных отношений. Хотя можно говорить о дезидеологизации части общества и даже о дезидеологизированных обществах, все же трудно представить себ ...

Причины феодальной раздробленности и особенности образования самостоятельных княжеств
Со второй трети XII-века на Руси начался длившийся до конца XV-века период феодальной раздробленности, через который прошли все страны Европы и Азии. Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации, сменившая ране - феодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу. Феодаль ...