В первый период империи Египет был в центре мировой политики. В Азии владычество Аменхотепа III, было общепризнанным; даже Вавилонский двор не оспаривал его главенства в Сирии и Палестине. Когда царьки попытались вовлечь вавилонского царя Куригальцу в союз, направленный против фараона, тот послал им категорический отказ на том основании, что он находиться в союзе с фараоном: "Прекратите замышлять союз со мной. Если вы замышляете враждебное против царя Египта, моего брата, и желаете объединиться с кем-либо, разве я не выступлю и не разорю вас, ибо он (фараон) находиться в союзе со мной?"[5]. Все державы – Вавилон, Ассирия, Митанни и Аласия (Кипр) – делали все, чтобы приобрести дружбу Египта.
Огромное значение для изучения дипломатических связей Египта имеет Телль эль-Амарнский архив. Было найдено около 400 писем, написанных вавилонской клинописью на глиняных дощечках. Эти письма являются официальной перепиской между фараонами и царями выше перечисленных государств в период нового царства. Подавляющее большинство писем поступило из Азии, и лишь очень небольшое количество писем (копии, черновики, неотправленные письма) предназначалось к отправке в Азию. Последние все написаны от имени фараона. "Из них три письма адресовались вавилонским царям, одно письмо – царю Арцавы и шесть писем – зависимым правителям покоренных городов-государств Сирии, Палестины, Финикии"[6]. Даже если эти письма не были написаны непосредственно рукой фараона, то их писали непосредственно под его диктовку.
Если новость была настолько важной, что ее нельзя было доверить письму, то в Египет отправляли послов. Прием иноземных послов служил поводом для пышной церемонии, и особенно льстил фараону, когда он давал аудиенцию сразу многим посланникам со всех концов света. Рамсесы всегда принимали нубийцев, негров, людей из Пунта, ливийцев, сирийцев и посланников из Нахарины. При их дворе уже не видно критян с длинными завитыми волосами, в пестрых набедренных повязках, которые некогда приносили ритоны, кувшины с носиками, чаши с ручками, большие чаши, украшенные цветами, и просили позволить им "быть на воде Царя". Эти посольства прекратились, однако слава фараона достигла стран, о которых Тутмосы и Аменхотепы даже не слышали: Мидии, Персии, Бактрии и берегов Инда.
Для этих приемов строили беседку в центре большой площади. Ее окружали гвардия, слуги с зонтиками и писцы. Послы выстраивались с четырех сторон, выставив перед собой свои драгоценные подношения. Писцы записывали их, а потом отправляли на склады ближайшего храма[7]. Взамен фараон давал послам "дыхание жизни" или жаловал дары, куда более ценные, чем преподнесенные ему. Фараону очень нравилось изображать из себя золотую гору среди прочих стран. Он не отказывал в помощи "князькам" и царькам, оказавшимся в затруднительном положении. А те старались связаться с ним брачным контрактом или еще каким-нибудь способом, не переставая, однако, поддерживать отношения и с возможными соперниками египтян.
Мы видим, что внешняя политика фараонов была чрезвычайно многообразной, и она не сильно отличалась от современной внешней политики современных государств.
Политика «самоусиления» (1861-1895 гг.)
После поражения во второй «опиумной войне», в правящих кругах Китая возникла потребность еще раз попытаться найти выход из создавшейся неблагоприятной ситуации, грозившей превратить это крупнейшее государство Востока в жалкий придаток западных держав. В результате была выработана новая линия развития, получившая в историографии название ...
Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.».
19 февраля 1961 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений». А 29 февраля они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.
Правительство прекрасно понимало, что издаваемый закон не удовлетворит крестьян и вызовет с их стороны массовый проте ...
Экономическое развитие и фрагментация общества
Исследователи революции давно заметили, что предреволюционное общество чрезвычайно фрагментировано и расколото на многие противостоящие друг другу слои и группы. Еще де Токвиль отмечал бесконечную раздробленность французского общества, в котором «однородная толпа разделена огромным количеством мелких преград на множество частей, каждая ...