С ранних лет Иван рос в обстановке интриг, дворцовых переворотов и борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Подобное детство могло искалечить психику любого ребенка, и Иван IV не стал исключением. По воспоминаниям современников, в детстве Иван IV был нервным и легко возбудимым, в нем очень рано проявилась жестокость. Тот же Курбский вспоминал, что когда Ивану IV было 12 лет, то он "стал, прежде всего, проливать кровь бессловесных, бросая их на землю с высоких теремов, а пестуны позволяли ему это и даже хвалили, уча отрока на свою беду»[2].
С. Соловьёв анализируя влияние нравов эпохи на характер Ивана IV отмечает, что он «не сознал нравственных, духовных средств для установления правды и наряда или, что еще хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам».[3]
Ивану IV было всего 13 лет, когда, выведенный из терпения поведением бояр, он впервые попытался воспользоваться властью. 29 декабря 1543 года Иван IV приказал отдать псарям и затем убить князя Андрея Шуйского, в то время являющегося фактически правителем России. Распоряжение о казни было отдано тринадцатилетним ребенком. С тех пор бояре "начали… от государя страх иметь и послушание".
Несмотря на перечисленные выше малопривлекательные черты характера, Иван IV отличался наблюдательностью и имел великолепную память. Много и охотно читал. Прочитав практически все, что только можно было найти в библиотеке Великого князя. Иван IV познакомился со священной историей, историей церкви, Древнего Рима, русскими летописями. Историк С.Ф. Платонов отмечал, что во всех своих выступлениях перед духовенством и боярами молодой царь обнаруживал начитанность и умственную развитость: для своего времени это образованнейший человек.
Депортации
народов
После 22 июня 1941 года были осуществлены депортации советских немцев, финнов, греков и некоторых других народов. Начиная с 1943 года и позже по решению Политбюро тотальные депортации, были применены к массово переходившим на сторону Гитлера калмыкам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и балкарцам, крымским татарам, туркам - месхетинцам, а ...
Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения
Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.
Тюрко-татар ...
Высшее образование при Александре I
Придя к власти, Александр I продолжил проведение в России образовательные реформы. Но она была не самоцелью, так как для ускорения темпов развития страны нужен был рост социальной активности общества. Образование было одним из способов пробудить социальную мобильность населения, но его необходимо было подкрепить и другими действиями. Пр ...