Государство Сефевидов

В конце XV — начале XVI века народы, заселявшие Иранское плоскогорье, стояли на разном уровне общественно-экономического и культурного развития, отличались по этническому происхождению языку, религии. Кроме земледельческих народов (персов, армян и др.), обладавших развитой техникой искусственного орошения, проживали полукочевые и кочевые племена, в основном тюркского и иранского происхождения (азербайджанцы, курды бедуины и др.). Но даже самые отсталые из них миновали стадию первобытных отношений, выделив из своей среды феодально-племенную знать. Светские феодалы (ханы, эмиры, беки и др.), как и духовные — мусульманские и христианские — владели практически всей землей. Крестьяне же оставались, как правило, совершенно безземельными.

Хотя в XVI веке сохранился небольшой слой формально свободных крестьян, владевших небольшими участками земли, право собственности на землю было фикцией. Их земля могла быть в любой момент отнята феодалами, как земля любой другой общины. У большинства же крестьян земли не было совсем, и они поэтому вынуждены были ее арендовать у феодалов. Преобладающей формой землепользования была издольная аренда. По традиции, выращенный урожай распределялся на 5 частей, согласно тому, кому принадлежали земля, вода, семена, тягловый скот, рабочие руки. Поскольку первые 2 элемента всегда принадлежали феодалам, крестьянин мог получить максимум 3/5 урожая, но чаще ему приходилось довольствоваться лишь 1/5 как обладателю только рабочих рук. Кроме того, приходи лось выплачивать значительную часть в виде повинностей и оброков (число их доходило до 30 - 40)государственной власти и духовенству. Вследствие этого голод и эпидемии опустошали огромные территории. От деревень оставались лишь холмы, занесенные песком.

Первый съезд Ганзы. Принципы организации союза.
Относительно тех переговоров, которые предшествовали более тесному союзу городов, получивших впоследствии название ганзейских, никаких сведений до нас не дошло, кроме того, что в 1260 г. в Любеке состоялся первый общий съезд представителей Ганзы, при чем, однако, даже год этого важного события в точности не известен. Сведения, касающиес ...

Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане.
После присоединения к России в башкирском обществе сложились уникальные в истории формы землевладения и земельные отношения. Башкиры были признаны вотчинниками своих земельных владений. Специфика вотчинного права башкир заключалась в том, что оно носило общинный характер, и частная собственность на землю отсутствовала. Полноправные член ...

Стимулы, способствующие развитию цивилизаций
Стимулы, которые способствуют развитию цивилизаций, Тойнби делит на две группы: стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения. Среди первых он выделяет «стимул бесплодной земли». Обращаясь к истории различных стран и народов, Тойнби показывает, что благодаря действию «стимула бесплодной земли», возник целый ряд цивилизаций, ...