Ут­ра­чен­ные ше­дев­ры

Од­на­ко гас­кон­ские стрел­ки то­го же Лю­до­ви­ка XII, за­хва­тив Ми­лан, без­жа­ло­ст­но рас­пра­ви­лись с дру­гим ве­ли­ким тво­ре­ни­ем Ле­о­нар­до: по­те­хи ра­ди рас­стре­ля­ли ги­гант­скую гли­ня­ную мо­дель кон­ной ста­туи ми­лан­ско­го гер­цо­га Фран­че­ско Сфор­ца, от­ца Лю­до­ви­ко Мо­ро. Эта ста­туя так и не бы­ла от­ли­та в брон­зе, по­тре­бо­вав­шей­ся на пуш­ки. Но и мо­дель ее по­ра­жа­ла со­вре­мен­ни­ков.

По­гиб­ло и дру­гое ве­ли­кое тво­ре­ние Ле­о­нар­до – «Бит­ва при Ан­гиа­ри», над ко­то­рой он ра­бо­тал позд­нее, вер­нув­шись во Фло­рен­цию.

Ему и дру­го­му ге­нию Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния Ми­ке­ланд­же­ло Бо­уна­рот­ти бы­ло по­ру­че­но ук­ра­сить зал Со­ве­та пя­ти­сот во двор­це Синь­о­рии ба­таль­ны­ми сце­на­ми во сла­ву по­бед, не­ко­гда одер­жан­ных фло­рен­тий­ца­ми.

Кар­то­ны обо­их вы­зва­ли вос­торг со­вре­мен­ни­ков и бы­ли при­зна­ны зна­то­ка­ми «шко­лой для все­го ми­ра». Но кар­тон Ми­ке­ланд­же­ло, про­слав­ляю­щий вы­пол­не­ние во­ин­ско­го дол­га, по­ка­зал­ся фло­рен­тий­цам бо­лее от­ве­чаю­щим пат­рио­ти­че­ско­му за­да­нию. Со­всем иные мо­ти­вы ув­ле­ка­ли Ле­о­нар­до. Но и их во­пло­ще­ние не бы­ло им до­ве­де­но до кон­ца. Его но­вые, слиш­ком сме­лые экс­пе­ри­мен­ты с крас­ка­ми опять не да­ли же­лае­мо­го ре­зуль­та­та, и, ви­дя, что фре­ска на­ча­ла осы­пать­ся, он сам бро­сил ра­бо­ту. Кар­тон Ле­о­нар­до то­же не до­шел до нас. Но, к сча­стью, в сле­дую­щем сто­ле­тии Ру­бенс, вос­хи­тив­шись этой ба­таль­ной сце­ной, вос­про­из­вел ее цен­траль­ную часть.

Это – клу­бок че­ло­ве­че­ских и кон­ских тел, спле­тен­ных в яро­ст­ной схват­ке. Смер­то­нос­ную сти­хию вой­ны во всем ужа­се бес­по­щад­но­го вза­им­но­го унич­то­же­ния – вот что по­же­лал за­пе­чат­леть в этой кар­ти­не ве­ли­кий ху­дож­ник. Изо­бре­та­тель страш­ней­ших ору­дий «для при­чи­не­ния вре­да», он воз­меч­тал по­ка­зать в жи­во­пи­си ту «цеп­ную ре­ак­цию» смер­ти, ко­то­рую мо­жет по­ро­дить во­ля че­ло­ве­ка, ох­ва­чен­ная тем пре­дель­ным ожес­то­че­ни­ем, ко­то­рое Ле­о­нар­до на­зы­ва­ет в сво­их за­пис­ках «жи­вот­ным бе­зу­ми­ем».

Но, пре­одо­ле­вая кровь и пыль, его ге­ний соз­да­ет мир гар­мо­нии, где зло как бы то­нет на­все­гда в кра­со­те.

Губная реформа
Отменена власть наместников, а их функции сведены только к надзору за деятельностью органов самоуправления. Повсеместно происходило создание выборных губных (дворяне) и земских (черносошные крестьяне) изб, кот которые ведали сбором податей и исполнением повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Во главе изб стояли губн ...

Новый кандидат
Ход работы собора явно вышел из-под контроля его организаторов. Согласно сложившейся практике, в этих условиях решение вопроса о царском избрании неминуемо должно было быть вынесено на улицы Москвы, где сильно было влияние Казачьего круга. В расчёте на поддержку «народных масс» Трубецкой не жалел средств на пиры москвичам и казакам. От ...

Образовательная система пореформенной России
Пореформенный период истории России XIX в. ознаменовался проведением существенных мер в образовании. Их следует рассматривать в контексте реформ в других сферах, а также царившей обстановки "оттепели", наступившей в стране в 50-60-е гг. Ряд моментов, характерных для пореформенного периода нашей истории, имевших место в обществ ...