«Я по­до­шел ко вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру…»
Страница 1

История » Естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи » «Я по­до­шел ко вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру…»

«Под­чи­ня­ясь жад­но­му сво­ему вле­че­нию, же­лаю уви­деть ве­ли­кое мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных и стран­ных форм, про­из­ве­ден­ных ис­кус­ной при­ро­дой, блу­ж­дая сре­ди тем­ных скал, я по­до­шел к вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру. На мгно­ве­ние я ос­та­но­вил­ся пе­ред ней по­ра­жен­ный… Я на­кло­нил­ся впе­ред, что­бы раз­гля­деть, что про­ис­хо­дит там, в глу­би­не, но ве­ли­кая тем­но­та ме­ша­ла мне. Так про­был я не­ко­то­рое вре­мя. Вне­зап­но во мне про­бу­ди­лось два чув­ст­ва: страх и же­ла­ние; страх пе­ред гроз­ной и тем­ной пе­ще­рой, же­ла­ние уви­деть, нет ли че­го-то чу­дес­но­го в ее глу­би­не».

Так пи­шет о се­бе Ле­о­нар­до да Вин­чи. Не за­пе­чат­лен ли в этих стро­ках жиз­нен­ный путь, ум­ст­вен­ная уст­рем­лен­ность, гран­ди­оз­ные по­ис­ки и ху­до­же­ст­вен­ное твор­че­ст­во это­го че­ло­ве­ка, од­но­го из ве­ли­чай­ших ге­ни­ев ми­ро­вой ис­то­рии?

По сви­де­тель­ст­ву Ва­за­ри, он «сво­ей на­руж­но­стью, яв­ляю­щей выс­шую кра­со­ту, воз­вра­щал яс­ность ка­ж­дой опе­ча­лен­ной ду­ше». Но во всем, что мы зна­ем о жиз­ни Ле­о­нар­до, нет как бы са­мой лич­ной жиз­ни: ни се­мей­но­го оча­га, ни сча­стья, ни ра­до­сти или го­ря от об­ще­ния с дру­ги­ми людь­ми. Нет и гра­ж­дан­ско­го па­фо­са: бур­ля­щий ко­тел, ко­то­рый пред­став­ля­ла со­бой то­гдаш­няя Ита­лия, раз­ди­рае­мая про­ти­во­ре­чия­ми, не об­жи­га­ет Ле­о­нар­до да Вин­чи, как буд­то бы ни­как не тре­во­жит ни серд­ца его, ни дум. А ме­ж­ду тем нет, быть мо­жет, жиз­ни стра­ст­ной, бо­лее ог­нен­ной, чем жизнь это­го че­ло­ве­ка.

По­знать и в по­зна­нии ов­ла­деть миром, ви­ди­мым и не­ви­ди­мым, тем, что кро­ет­ся в тем­ной пе­ще­ре. Ибо че­ло­век уни­вер­са­лен. По­знать опы­том и ов­ла­деть в твор­че­ст­ве, ибо для че­ло­ве­ка не­бо не «слиш­ком вы­со­ко», а центр зем­ли не «слиш­ком глу­бок» и че­ло­век дол­жен упо­до­бить­ся сам той си­ле, той энер­гии, ко­то­рую в по­кор­ном не­ве­де­нии он так дол­го на­зы­вал бо­гом. Власть че­рез по­зна­ние. Ка­кая упои­тель­ная меч­та, пья­ня­щая страсть! Этой стра­стью был одер­жим Ле­о­нар­до, и в серд­це его и в уме она всту­па­ла, ве­ро­ят­но, в еди­но­бор­ст­во со сму­ще­ни­ем, по­ро­ж­дае­мым тем­ны­ми глу­би­на­ми чу­дес­ной пе­ще­ры. Че­ло­ве­ку су­ж­де­но по­тре­во­жить их. Но не по­гло­тят ли они его са­мо­го за та­кую дер­зость?

Ле­о­нар­до да Вин­чи соз­на­вал все­объ­ем­ле­мость сво­его ума и ху­до­же­ст­вен­но­го ге­ния. Шаг за ша­гом, под­чи­ня­ясь сво­ему вле­че­нию, его ис­сле­до­ва­тель­ская мощь про­кла­ды­ва­ла се­бе путь во всех об­лас­тях зна­ния, сре­ди тем­ных скал к та­ин­ст­вен­ной пе­ще­ре. Бес­ко­неч­но пле­ни­тель­но ис­кус­ст­во Ле­о­нар­до, на ко­то­ром ле­жит пе­чать тай­ны.

Ле­о­нар­до да Вин­чи ро­дил­ся в 1452г. в се­ле­нии Ан­киа­но, око­ло го­ро­да Вин­чи, у под­но­жия Ал­бан­ских гор, на пол­пу­ти ме­ж­ду Фло­рен­ци­ей и Пи­зой.

Ве­ли­че­ст­вен­ный пей­заж от­кры­ва­ет­ся в тех мес­тах, где про­те­ка­ло его дет­ст­во: тем­ные ус­ту­пы гор, буй­ная зе­лень ви­но­град­ни­ков и ту­ман­ные да­ли. Да­ле­ко за го­ра­ми – мо­ре, ко­то­ро­го не вид­но из Ан­киа­но. За­те­рян­ное мес­теч­ко. Но ря­дом и про­сто­ры, и высь.

Ле­о­нар­до был вне­брач­ным сы­ном но­та­риу­са Пье­ро да Вин­чи, ко­то­рый сам был вну­ком и пра­вну­ком но­та­риусов. Отец, по-ви­ди­мо­му, по­за­бо­тил­ся о его вос­пи­та­нии.

Ис­клю­чи­тель­ная ода­рен­ность бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го мас­те­ра про­яви­лась очень ра­но. По сло­вам Ва­за­ри, он уже в дет­ст­ве на­столь­ко пре­ус­пел в ариф­ме­ти­ке, что свои­ми во­про­са­ми ста­вил в за­труд­ни­тель­ное по­ло­же­ние пре­по­да­ва­те­лей. Од­но­вре­мен­но Ле­о­нар­до за­ни­мал­ся му­зы­кой, пре­крас­но иг­рал на ли­ре и «бо­же­ст­вен­но пел им­про­ви­за­ции». Од­на­ко ри­со­ва­ние и леп­ка боль­ше все­го вол­но­ва­ли его во­об­ра­же­ние. Отец от­нес его ри­сун­ки сво­ему дав­ниш­не­му дру­гу Ан­д­реа Вер­рок­кио. Тот изу­мил­ся и ска­зал, что юный Ле­о­нар­до дол­жен все­це­ло по­свя­тить се­бя жи­во­пи­си. В 1466г. Ле­о­нар­до по­сту­пил в ка­че­ст­ве уче­ни­ка во фло­рен­тий­скую мас­тер­скую Вер­рок­кио. Мы ви­де­ли, что ему су­ж­де­но бы­ло очень ско­ро за­тмить про­слав­лен­но­го учи­те­ля.

Страницы: 1 2

Причины возвышения Москвы. Взгляды историков на этот процесс. Периодизация. Основные этапы
Существуют различные точки зрения на причины возвышения Москвы. Карамзин Н. М. главной причиной возвышения Москвы считает то, что именно там “созрела мысль благодетного единовластия”[11]. Станкевич Н. В.[12] называет четыре причины возвышения Москвы: 1. Выгодное положение Москвы в центре других княжеств, что давало возможность “приоб ...

Начало Ганзейского союза. Германская морская торговля до середины XIII в.
Около 800 г. Карл Великий положил основание городскому устройству в германских городах, а Генрих I, первый король сакского происхождения, приблизительно около 925 года дал дальнейшее развитие этому устройству, основал новые города и даровал им известную самостоятельность и некоторые привилегии. Он упрочил морскую торговлю и охранял ее о ...

Культура и духовная жизнь Руси в XIV–XVI веках
Русская культура XIV–XVI веков сохраняла свою самобытность, но находилась под сильным влиянием монголо-татар, которое проявилось в заимствовании слов (деньга – от тюркского таньга), оружия (сабля), техники в декоративно-прикладном искусстве (золотное шитье по бархату). В результате монгольского нашествия погибло множество городов, прек ...