Реформы Сервия Туллия
Страница 2

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.

По свидетельству Цицерона, перевес в центуриатных комициях был у богатства, а не у большинства[3]. Многие римляне считали такой порядок справедливым, полагая, что чем больше вклад человека в защиту отечества, тем шире должны быть его политические права.

Современные ученые отмечают, что для Рима был характерен принцип геометрического равенства (объем прав равен объему обязанностей), а для демократических Афин принцип арифметического равенства (все граждане равны в политическом отношении независимо от их обязанностей перед полисом)[4].

Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле – результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).

Описанная реформа имела громадное и принципиальное, и практическое значение для дальнейшей римской истории. Несмотря на то, что она не уничтожала старого патрицианского строя, несмотря на то, что она имела в виду в первую очередь, воинские цели, она создала базис для крупной политической реформы.

В результате этой реформы существенно изменилось положение плебеев. Участвуя в войске, они приобрели теперь возможность участвовать и в народном собрании. Плебеи вышли, таким образом, из своего прежнего изолированного положения, втянулись в общенародную организацию.

Для патрициев эта реформа тоже не могла пройти бесследно: она должна была, прежде всего, отразиться в дальнейшем умалении значения родов и в дальнейшем разложении патриархального строя. Государственный принцип сделал новый и крупный шаг вперед.

[1] Покровский И.А. История римского права. М., 2003. С. 9.

[2] Козаков Ф.И. История Рима. М., 1978. С. 101.

[3] Хрестоматия по истории Древнего Рима. // Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987. С. 233.

[4] Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963. С. 401.

Страницы: 1 2 

Внешняя политика Китая в последней трети XIX в.
В 60-е гг. XIX в. Китай подписал неравноправные договоры с Пруссией (1861), Данией и Нидерландами (1863), Испанией (1864), Бельгией (1865), Италией (1866) и Австро-Венгрией (1869). В 70-е гг. XIX в. западные державы сумели добиться от Китая новых уступок. Так, в 1876 г. власти Китая подписали конвенцию в Чифу, содержавшую значительное ...

Начало Ганзейского союза. Германская морская торговля до середины XIII в.
Около 800 г. Карл Великий положил основание городскому устройству в германских городах, а Генрих I, первый король сакского происхождения, приблизительно около 925 года дал дальнейшее развитие этому устройству, основал новые города и даровал им известную самостоятельность и некоторые привилегии. Он упрочил морскую торговлю и охранял ее о ...

Китайское общество в III в.
Феодальные отношения в Китае развивались на основе кризиса рабовладельческого общества империи Хань и разложения первобытного строя соседних с ней племен на Севере. В древности Ханьская держава занимала обширную территорию, простиравшуюся от Великой стены, проходившей северо-восточнее нынешней, до побережья Южно-Китайского моря. Наиболе ...