Реформы Сервия Туллия
Страница 2

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.

По свидетельству Цицерона, перевес в центуриатных комициях был у богатства, а не у большинства[3]. Многие римляне считали такой порядок справедливым, полагая, что чем больше вклад человека в защиту отечества, тем шире должны быть его политические права.

Современные ученые отмечают, что для Рима был характерен принцип геометрического равенства (объем прав равен объему обязанностей), а для демократических Афин принцип арифметического равенства (все граждане равны в политическом отношении независимо от их обязанностей перед полисом)[4].

Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле – результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).

Описанная реформа имела громадное и принципиальное, и практическое значение для дальнейшей римской истории. Несмотря на то, что она не уничтожала старого патрицианского строя, несмотря на то, что она имела в виду в первую очередь, воинские цели, она создала базис для крупной политической реформы.

В результате этой реформы существенно изменилось положение плебеев. Участвуя в войске, они приобрели теперь возможность участвовать и в народном собрании. Плебеи вышли, таким образом, из своего прежнего изолированного положения, втянулись в общенародную организацию.

Для патрициев эта реформа тоже не могла пройти бесследно: она должна была, прежде всего, отразиться в дальнейшем умалении значения родов и в дальнейшем разложении патриархального строя. Государственный принцип сделал новый и крупный шаг вперед.

[1] Покровский И.А. История римского права. М., 2003. С. 9.

[2] Козаков Ф.И. История Рима. М., 1978. С. 101.

[3] Хрестоматия по истории Древнего Рима. // Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987. С. 233.

[4] Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963. С. 401.

Страницы: 1 2 

Факторы, влияющие на процесс становления цивилизаций
Факторы влияния можно разделить на две группы, к первой из которых, считает Тойнби, следует отнести «силу инерции и обычая». Данные обстоятельства могут задержать развитие цивилизации на весьма продолжительный срок, иногда даже на несколько столетий. Во вторую группу детерминант развития цивилизаций Тойнби включает фактор расы. Под расо ...

Направления преобразовательной деятельности Романовых в европейской внешней политике
Начало царствования Михаила Романова было нелегким. Перед русским царем стояла задача окончания военных действий с Польшей и Швецией. Шведская интервенция, начавшаяся в 1609 году, была приостановлена, произошло заключение Столбовского мира (1617 год), в результате которого Московское государство потеряло выход к Балтийскому морю. В 1618 ...

Появл. и разв архивов банков в Средние века и Новое время
Укрепл. капитал. уклада, появл. мануф, разв. товар-ден.отнош., меняльные конторы. По мере расширения масштабов деятельности, менялы превращались в ростовщиков и давали ссуды королям, крупным феодалам, купцам и ремесленникам. На руках у них оставались такие финансовые документы, как долговые расписки, поручительства и квитанции. В процес ...