11 июня 1892г. указом императора Александра III было введено новое Городовое Положение, которое по содержанию точнее называть не новым, а откорректированным прежним Городовым Положением1. Реформа не меняла полномочия городской управы и основной круг подведомственных ей дел. Тремя главнейшими изменениями, внесенными в законодательство 1870г., были: 1) сужение круга избирателей за счет увеличения имущественного ценза4 2) отмена куриального принципа выборов и введение территориального; 3) усиление контроля администрации за деятельностью городского общественного управления.
Вопрос о степени влияния Положения 1892г. на городскую управу немаловажен – ведь по этому закону самоуправления в России функционировала на протяжении четверти века вплоть до революционных изменений в государстве в 1917 г. В историографии встречаются две оценки Положения 1892г.: 1) эта одна из реакционных «контрреформ», главной целью которой была максимальная подчиненность общественных учреждений бюрократическому аппарату; 2) эта реформа вызвала некоторое ограничение самостоятельности органов самоуправления, но одна их основных её целей все же была иной – улучшить систему самоуправления, устранить несовершенства Городового Положения 1870г. путем его коррекции. Если до 1990-х гг. преобладала первая точка зрения, то в настоящее время Васе больше укореняется вторая.
Число членов городской управы (по-прежнему избираемых думой) определялось для губернских городов определялось не более трёх. [7]Не считая городского головы (статья 90). Члены городской управы, даже не будучи избранными гласными, отныне не участвовали в собраниях думы, то есть автоматически причислялись к гласным (статья 120)1. Как и прежде, избирательное право предоставлялось в городах не только физическим лицам, но и учреждениям (правительственным, учебным, благотворительным и др.) на основе того же имущественного ценза. Правом наделялись и коммерческие фирмы, деятельность которых требовала выборки свидетельств 1-й и 2-й гильдий. Ряд статей усиливал возможности контроля губернаторской администрации как над думой, так и над управой. Согласно отредактированному закону, городской голова и заменяющее его лицо по-прежнему утверждались министром внутренних дел. Однако и они, и другие члены управы отныне приобретали статус государственных служащих. Члены городской управы подлежали утверждению в должности губернатором. С одной стороны, несомненно, вырастал авторитет членов управы в глазах городского общества и повышалась их ответственность, а с другой стороны – исключалась возможность появления на ключевых постах самоуправления «неблагонадежных» лиц.
По Городовому Положению 1892г. выборы в Воронеже состоялись шесть раз: кроме 1893г., они были организованы в весенние месяцы 1897, 1901, 1905, 1909, 1913гг.
[8]Изменениям, которые происходили в период 1893-1917гг. в социальном составе Воронежской городской управы, посвящена таблица.
Таблица.2. Социальный состав Воронежской городской управы и характеристики членов управы в период действия Городового Положения 1892г. (1893-1917)1
Количество членов управы (включая городских голов) | |||||||||||||||
Сент. 1893 |
Июнь 1896 |
Дек. 1897 |
Июнь 1901 |
Май 1904 |
Март 1906 |
Дек. 1908 |
Дек. 1911 |
Дек. 1914 |
Май 1916 |
Весь период1893-1917 | |||||
Всего членов управы |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
18 | ||||
Сословия членов упр. |
Купцы,поч. граждане из куп-ва |
- |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
4(22%) | |||
Дворяне, чиновники |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
10(56%) | ||||
Мещане |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3(17%) | ||||
Образование членов |
Высшее |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
4(22%) | |||
Среднее |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
10(56%) | ||||
Начальное и домашнее |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
4(22%) | ||||
Проживание в Воронеже |
С рождения |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
3 |
12(67%) | |||
20 и более лет |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
6(33%) | ||||
Менее 20лет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||
Великий Новгород
Новгород, расположенный на северо-западе русских земель, был связан рекой Волхов с Финским заливом и Балтийским морем с Ливонией, Швецией, со многими норвежскими и германскими городами. Ближайшими городами, с которыми Новгород вел торговлю, были Нарва, Дерпт, Рига, Ревель. Этот морской балтийский путь являлся стабильным центром внеш ...
Последствия реформ Хрущева
Главной задачей всех проводимых в стране реформ Хрущев считал ускоренное развитие экономики с целью обгона темпов роста экономики США. Из-за неправильно поставленных задач были неправильно выбраны методы (двигателем реформ стала бюрократия, положение которой было очень неустойчивым). Проводились реформы в спешке и не имели четкой органи ...
Результаты
Запущенность конфликтов, а также неспособность бывшего советского руководства правильно оценить характер, интенсивность и степень опасности латентных конфликтов, предвидеть последствия "перестройки" и "гласности" - привели почти к мгновенному их перерастанию в открытые и неконтролируемые конфликты. Если к этому добав ...