Московское княжество как самостоятельное политическое образование в пределах Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальские земли – территории, находившиеся под властью потомков Всеволода Большое Гнездо) появилось в 70-е годы XII века, то есть в эпоху, когда система власти Орды над русскими землями, основными проявлениями которой были взимание дани (с XIV века она обозначалась термином “выход”) и право ордынского хана (именуемого на Руси “царём”) утверждать русских князей на их столах путём выдачи ярлыков на княжение, уже давно сформировалось, а сама Орда, бывшая вначале западным улусом Монгольской империи, раскинувшейся от Дуная до Тихого океана, приобрела (в 60-е годы) независимость от великоханского престола в Каракоруме. Первым московским князем стал младший сын Александра Невского Даниил (р. 1261)[19]. Начало его правления пришлось на время царствования в Орде хана Менгу-Тимура[20].
Во владении князя Даниила находились уезды: Московский, Звенигородский, Рузский и Богородский с частью Дмитровского.
На первых порах своего правления Даниил Московский выступает в союзе с Тверским князем Святославом Ярославичем. Складывается особая группировка младших родственников. Первые события, связанные с деятельностью этой группировки относятся к середине 80 годов XIII века. К этому времени брат Даниила городецкий князь Андрей Александрович (развязавший междуусобную борьбу со своим старшем братом, великим князем владимирским Дмитрием Александровичем и приведший с собой татарский отряд из Орды, с целью захвата Переяславля) покидает Новгород (стол которого он занял после бегства Дмитрия в Псков[21] и, практически, косвенно тем самым став великим владимирским князем[22]) и едет из Новгорода во Владимир, затем в свой удельный Городец, а затем в Орду. В то же время в Торжок (город, находившейся под совместным управлением Новгорода и великого князя) пытаются войти наместники Дмитрия. Против последнего выступают походом новгородцы в союзе с тверским и московским князьями. Войска встречаются у Дмитрова, и стороны приходят к мирному соглашению.
Это первое известие о самостоятельных действиях Даниила Александровича. Можно ли считать, что Даниил выступил как союзник Андрея Александровича, наведшего на Северо-Восточную Русь татар? Оснований для этого нет. Московский и тверской князья выступают как особая группировка, отличная от Андрея и его союзников (князья ярославский, ростовский и стародубский). Кроме того, во время татарского похода были разорены окрестности Твери, то есть владения одного из князей данной группировки. После этого случая Даниил Александрович примирился с братом Дмитрием.
Новое обострение борьбы Александровичей произошло в 1285 году: “…князь Андреи приведе царевича, и много зла сътворися крестьяномъ. Дмитрии же, съчтався съ братьею, царевича прогна, а боляры Андреевы изнима”[23]. (Царевичами на Руси именовали представителей ханской династии (Чингизидов), не обладавших верховной властью.) По вероятному предположению Насонова, «братьями», выступавшими в союзе с Дмитрием, были его родной брат Даниил московский и двоюродный брат Михаил Ярославович Тверской[24]. Таким образом, хотя первое прямое известие о союзе Даниила с Дмитрием относится к 1293 году, есть основания полагать, что ещё ранее, с 1282 – 1285 годов московский князь стал союзником своего старшего брата и вошел в группировку князей – вассалов Ногая. Пик успехов этой коалиции пришёлся на 1291 год, когда Ногай устранил сарайского хана Талебугу, посадил на престол своего ставленника (Тохту) и достиг апогея своего могущества.
Личное
Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 года в Ленинграде.
Мать, Мария Ивановна Путина, работала на заводе. Отец, Владимир Спиридонович Путин, в 1930-е годы служил на подводном флоте, а во время Великой Отечественной войны – в диверсионных частях НКВД, участвовал в обороне Ленинграда. После войны работал мастером на Вагоност ...
Книги и манифесты древнегреческого врача
Книги, которые с элементом вероятности приписываются Гиппократу, и которые так или иначе можно считать зеркалом мышления великого медика, это: "О древней медицине" (своего рода манифест об автономии медицинского искусства); "О священной болезни" (полемика с представлениями магическо-религиозной медицины)". Прогн ...
Вероисповедная политика
Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и ...