Закат царствования

19 ноября 1581 г. Иван Грозный стал виновником большого несчастья. От удара посохом в висок, нанесенной им в припадке слепой ярости, скончался его сын и наследник престола Иван Иванович. Царевич Иван последние годы был очень близок к Грозному, принимал участие во всех важнейших государственных делах. Царь-сыноубийца снова хотел отказаться от престола, признал безвинно убиенными пострадавших в опричнину. В окружении Грозного не осталось никого из его талантливых сподвижников. Сошли в могилу и наиболее энергичные проводники опричной политики. Царя теперь окружали послушные исполнители его подчас сумбурных предначертаний. Даже те немногие люди (такие как Борис Годунов), которые могли бы дать Грозному совет, предпочитали безмолвствовать из боязни вызвать гнев грозного властителя.

Страх загнал царя Ивана в опричную слободу. На протяжении многих лет он жил там затворником под надёжной охраной и никуда не выезжал иначе, как в сопровождении многих сотен вооружённых до зубов преторианцев. Постоянно опасаясь заговоров и покушений, царь перестал доверять даже ближайшей родне и друзьям. Новые сподвижники Ивана старательно культивировали его подозрения.

Кровавый террор наложил глубокую печать на все стороны политической жизни общества. Никогда ещё не расцветали столь пышным цветом низкопоклонство и славословие. "Ласкатели" и сотрапезники, по словам Курбского, без всякой меры превозносили мудрость и непогрешимость правителя. Под влиянием страха и неумеренных славословий Грозный, несмотря на весь природный ум, всё больше утрачивал перспективу, становился нетерпимым любому противоречию и упрямо делал всё больше ошибок. В конце концов, он окружил себя людьми самыми сомнительными, бессовестными карьеристами и палачами. Опричнина создала видимость всевластия московского самодержца. Но в царстве опричного террора правитель сам стал игрушкой в руках авантюристов типа Малюты Скуратова.

Грозный был фанатично религиозен. Еще в юные годы он выучил наизусть множество библейских и евангельских преданий, заботился о сохранении и упрочении порядка церковных служб и благоустройстве церквей. Многие жестокие и непостижимые его действия имели в качестве побудительного мотива религиозный фанатизм. После разгрома Казани Грозный велел казнить увезенных в Новгород мусульман, отказавшихся принять христианство, в завоеванном Полоцке приказал утопить всех местных евреев. От сумасбродства и жестокости Иван легко переходил к покаянию.

На склоне лет царь Иван IV написал канон грозному ангелу, полный страха смерти, бреда преследования и чувства одиночества. Монахи, немало претерпевшие от Грозного при его жизни, объявили его после смерти благочестивейшим государем. Церковников восхищала его приверженность религии и риторические самообличения. Никто из современников царя не ставил под сомнение искренность его покаяний.

Среди пороков, которые царь признавал за собой, фигурировали корыстолюбие, ненасытное "грабление" чужих имений. Иван, унаследовавший от предков богатую казну, не разбирался в средствах, добиваясь ее пополнения. Грозный обладал коллекцией драгоценных камней, одной из лучших в Европе.

18 марта 1584г. (кириллов день) во время игры в шахматы Иван IV скончался.

Особенности хранения хоз. Докум в древнем мире
Глиняные, а позднее папирусные документы, попадая в архивохранилище (в отличие от библиотек), могли быть использованы в дальнейшем только после специального разрешения хранителя архива или назначенного ответственного за сохранность архивных материалов; Архивные документы хранились в специально изготовленных для архивов глиняных ящичках ...

Гербъ рода графа Аракчеева
Щит разделен горизонталь­но на две части, из коих на вер­хней в золотом поле изображен до половины выходящий чер­ный двуглавый орел короно­ванный, на груди которого в го­лубом щитке означено имя го­сударя императора Павла I. В нижней части в правом голу­бом поле видна голубая стре­ла, летящая в правую сторону из натянутого золотого же л ...

Письменность
Письмен­ность а, следовательно, и грамотность, имела распростране­ние и за пределами церковных учреждений, ею пользова­лись не только феодалы, но и городские ремесленники и торговцы. Письменность обслуживала производство, ремесло, торговлю, культуру, быт. Нет никаких оснований для ут­верждения о том, что она являлась только привилегией ...