Закат царствования

19 ноября 1581 г. Иван Грозный стал виновником большого несчастья. От удара посохом в висок, нанесенной им в припадке слепой ярости, скончался его сын и наследник престола Иван Иванович. Царевич Иван последние годы был очень близок к Грозному, принимал участие во всех важнейших государственных делах. Царь-сыноубийца снова хотел отказаться от престола, признал безвинно убиенными пострадавших в опричнину. В окружении Грозного не осталось никого из его талантливых сподвижников. Сошли в могилу и наиболее энергичные проводники опричной политики. Царя теперь окружали послушные исполнители его подчас сумбурных предначертаний. Даже те немногие люди (такие как Борис Годунов), которые могли бы дать Грозному совет, предпочитали безмолвствовать из боязни вызвать гнев грозного властителя.

Страх загнал царя Ивана в опричную слободу. На протяжении многих лет он жил там затворником под надёжной охраной и никуда не выезжал иначе, как в сопровождении многих сотен вооружённых до зубов преторианцев. Постоянно опасаясь заговоров и покушений, царь перестал доверять даже ближайшей родне и друзьям. Новые сподвижники Ивана старательно культивировали его подозрения.

Кровавый террор наложил глубокую печать на все стороны политической жизни общества. Никогда ещё не расцветали столь пышным цветом низкопоклонство и славословие. "Ласкатели" и сотрапезники, по словам Курбского, без всякой меры превозносили мудрость и непогрешимость правителя. Под влиянием страха и неумеренных славословий Грозный, несмотря на весь природный ум, всё больше утрачивал перспективу, становился нетерпимым любому противоречию и упрямо делал всё больше ошибок. В конце концов, он окружил себя людьми самыми сомнительными, бессовестными карьеристами и палачами. Опричнина создала видимость всевластия московского самодержца. Но в царстве опричного террора правитель сам стал игрушкой в руках авантюристов типа Малюты Скуратова.

Грозный был фанатично религиозен. Еще в юные годы он выучил наизусть множество библейских и евангельских преданий, заботился о сохранении и упрочении порядка церковных служб и благоустройстве церквей. Многие жестокие и непостижимые его действия имели в качестве побудительного мотива религиозный фанатизм. После разгрома Казани Грозный велел казнить увезенных в Новгород мусульман, отказавшихся принять христианство, в завоеванном Полоцке приказал утопить всех местных евреев. От сумасбродства и жестокости Иван легко переходил к покаянию.

На склоне лет царь Иван IV написал канон грозному ангелу, полный страха смерти, бреда преследования и чувства одиночества. Монахи, немало претерпевшие от Грозного при его жизни, объявили его после смерти благочестивейшим государем. Церковников восхищала его приверженность религии и риторические самообличения. Никто из современников царя не ставил под сомнение искренность его покаяний.

Среди пороков, которые царь признавал за собой, фигурировали корыстолюбие, ненасытное "грабление" чужих имений. Иван, унаследовавший от предков богатую казну, не разбирался в средствах, добиваясь ее пополнения. Грозный обладал коллекцией драгоценных камней, одной из лучших в Европе.

18 марта 1584г. (кириллов день) во время игры в шахматы Иван IV скончался.

Причины феодальной раздробленности и особенности образования самостоятельных княжеств
Со второй трети XII-века на Руси начался длившийся до конца XV-века период феодальной раздробленности, через который прошли все страны Европы и Азии. Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации, сменившая ране - феодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу. Феодаль ...

Борьба с татарами
Татаро-монгольские племена в XII–XIII веках занимали территорию современной Монголии и Бурятии и находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. В начале XIII века разрозненные племена были объединены Чингисханом . В 1211 году Чингисхан начал завоевательные походы и к началу 1220-х годов столкнулся с половцами. Половцы про ...

Потомок Чжоу Гуна
Чан Кайши родился в китайской глубинке, неподалеку от портового города Нинбо 31 октября 1887 года. Согласно записям в книге семейной летописи он принадлежал к роду, берущему начало от потомков Чжоу Гуна — известного в истории Китая правителя, которым, по преданиям, восхищался сам Конфуций. Представители этого рода на протяжении пятисот ...