Реформация в Швеции
Страница 3

История » Реформация в Швеции

Происходят коренные изменения и в составе духовенства. С упразднением монашества исчезла типичная для раннего феодализма сложная церковная иерархия, в том числе епископат, пополнявшийся из среды монашества. Католических священников, посвящаемых в сан епископами и обладающих якобы особой «благодатью», передающейся им епископами от самого папы, отныне заменили пасторы — проповедники, избираемые прихожанами. После ликвидации епископата управлять церковью стали светские чиновники, назначаемые королем. Был отменен и обет безбрачия для духовенства. Лютеранство объявлено официальной ре­лигией Швеции, исповедовать католическую религию запрещалось; лютеранство было столь же нетерпимо к другим вероучениям, как и католичество.

Проведение реформации имело важное и неоднозначное значение для развития шведской культуры. Замена латинского языка в церковном культе шведским ускорила развитие национальной письменности и литературы. Вместе с тем влияние реформации было не только положительным. Закрылись многие церковные и монастырские школы, уничтожались средневековые рукописи. Это привело к упадку в школьном образовании. Отказ от культа святых, от почитания мощей и икон повлек за собой истребление накопленных в церквях многочисленных памятников средневековой живописи и прикладного искусства.

Главным политическим итогом Реформации было укрепление государства. Уничтожив политическую самостоятельность и экономическое могущество церкви, Густав Ваза превратил шведскую церковь из соперника королевской власти в прочную опору и надежного служителя этой власти. Наряду с укреплением социальной опоры монархии (земельное дворянство и верхушка городского бюргерства) Реформация способствовала решению и самой острой проблемы, стоявшей перед шведским правительством в первые годы после свержения Датской власти,— пополнения казны. Правительство расплатилось с долгами и вышло из финансового кризиса. Позднее в собственность государства перешла значительная часть земель церковных феодалов, что намного увеличило богатства казны; со временем правительство присвоило и право сбора поголовного налога в пользу церкви — десятины, оставляя себе две ее трети.

Преемник Густава Вазы Эрик XIV укреплял шведскую централизованную монархию. С середины XVI в. Швеция включилась в борьбу за господство в Балтийском море. В это время грузооборот на Балтике рос из года в год. Экономическое преобладание в этом районе Европы переходило тогда от дряхлеющих ганзейских городов к голландцам. Военное господство цепко держала в своих руках Дания, владевшая обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтики. В этих условиях взоры шведских королей и дворянства обращались к наиболее доступной и вместе с тем богатой добыче — к землям слабого в военно-политическом отношении Ливонского ордена в Восточной Прибалтике. Обладание Левонией — одной из житниц Европы — было ценно не только само по себе. В Риге, Ревелье и Нарве сходились торговые пути с Востока, из России и Литвы, из далеких азиатских стран. Традиции грабительских «восточных походов» были живы среди потомков шведских викингов и крестоносцев. Уже Густав Ваза незадолго до своей смерти пытался (в 1554 г.) возобновить агрессию против Русского государства в Карелии, но неудачно. Успехи Ивана Грозного в Ливонской войне встревожили шведов так же, как и других западных соседей России. Король Эрик XIV не замедлил захватить часть земель Ливонского ордена. В 1561 г. шведы овладели Ревелем (Таллином) и северной частью Эстонии. Семилетняя война 1563— 1570 гг. велась между Данией и Швецией в значительной степени из-за того, в чьих руках будет находиться балтийская торговля с Русским государством. Шведские феодалы изо всех сил стремились не допустить утверждения крепнущего Русского государства на берегах Балтики. Это нашло свое выражение в трех русско-шведских войнах — с 1570 по 1535 г. В XVI в., однако, шведам еще не удалось оттеснить Русское государство от Финского залива.

В ходе Ливонской войны создался военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой, направленный своим острием против России. При шведском короле Иоанне III (1568—1592 гг.) в Швеции стало заметным влияние польской культуры и католицизма. Шведское богослужение стало приобретать католические черты. Сближение обоих государств проявилось и в заключении династических браков. С 1592 г. Швеция и Польша оказались соединенными личной унией: воспитанник иезуитов Сигизмунд III был одновременно королем Швеции и Польши. Для Швеции возникла угроза католической контрреформации и подчинения Речью Посполитой.

Национально окрашенное антикатолическое движение мелкого дворянства, горожан и массы податных крестьян возглавил младший сын Густава Вазы, герцог Карл. Сигизмунд был в 1599 г. изгнан, а феодальная аристократия, на которую он опирался, подверглась суровым преследованиям.

Страницы: 1 2 3 4

Выводы
За XX век Русское государство перетерпело неоднократную кардинальную смену власти. Каждая смена власти сопровождалась массовыми волнениями, которые и приводили новое правительство к власти. В начале века народ оправданно делился на классы «низов» и «верхов», что в принципе и порождало социальные неравенства и дисбаланс в обществе. От сю ...

Функции фараона. Экономическая функция
Данная функция была главной для фараона. Процветание страны – основа благополучия. Если население довольно своим правителем, то в государстве мир и спокойствие. Египет – это дар Нила. На протяжении всего период существования страны, орошаемое земледелие было основной отраслью сельского хозяйства. Поэтому забота о расширении и сохранени ...

Внешняя политика Китая в последней трети XIX в.
В 60-е гг. XIX в. Китай подписал неравноправные договоры с Пруссией (1861), Данией и Нидерландами (1863), Испанией (1864), Бельгией (1865), Италией (1866) и Австро-Венгрией (1869). В 70-е гг. XIX в. западные державы сумели добиться от Китая новых уступок. Так, в 1876 г. власти Китая подписали конвенцию в Чифу, содержавшую значительное ...