Реформация в Швеции
Страница 1

История » Реформация в Швеции

Швеции проведение Реформации относится к 1527—1544 гг. В отличие от Норвегии и Исландии высшее католическое духовенство стремилось здесь к унии с датским королем, а сторонники Реформации деятельно участвовали в борьбе за независимость страны.

Швеция в начале XVI в. представляла собой страну с отсталым сельским хозяйством и незначительным городским населением. Единственными отраслями шведской промышленности, имевшими к тому же международное значение, были горное дело и металлургия. Все крестьяне были лично свободны, а повинности большинства из них — довольно умеренны. Подати и оброки в основном взимались в виде поставок зерна, масла, скота, железа, леса. Еженедельную барщину несли только те держатели, которые жили близ господских хозяйств, но таких хозяйств было мало и они имели небольшие размеры. Жизненно важное значение для шведских, как и для датских, крестьян имела сельская община с ее принудительным распорядком полевых работ, совместным пользованием лесами и пастбищами и даже подчас с переделами. В XVI в. в Швеции сохранялись остатки натурального хозяйства. Часть королевских чиновников получала жалованье натурой. Даже в XVII в. внутренняя торговля часто носила характер натурального обмена. Однако уже в XVI—XVII вв. усилило свою деятельность шведское купечество, главным образом Стокгольма, единственного значительного города страны. Крупные скупщики все чаще проникали в горное дело и металлургию, экономически подчиняли себе мелких производителей. С конца XVI в. иностранные, особенно голландские, купцы стали закупать у шведских крестьян и дворян масло, скот, необработанное железо и другие товары.

Еще на рубеже XV — XVI вв. шведам в кровопролитных войнах приходилось отражать упорные попытки датских королей восстановить Кальмарскую унию Дании со Швецией. В последний раз такая попытка удалась в 1518—1520 гг. датскому королю Кристиану II, жестоко расправившемуся со своими противниками из числа шведской знати и горожан (чСтокгольмская кровавая баня» 1520 г.). Однако террор лишь ненадолго продлил датское господство. Крестьянское восстание против ино­земных поработителей началось уже в 1521 г., выдвинуло вождем Густава Эрикссона и быстро распространилось на всю страну. В августе того же года в Вадстене Густав был избран правителем Швеции. Чтобы ускорить достижение победы, в 1522 г. он вступил в переговоры с другим противником Дании — крупнейшим ганзейским городом Любеком. Любекское правительство, заинтересованное в сокрушении Кристиана II, притязавшего на балтийское господство, заключило союз со Швецией. Сильный любекский флот двинулся к датским проливам. Кристиан вынужден был заняться защитой собственной страны и не мог оказать серьезной помощи своим войскам и сторонникам в Швеции. К концу 1522 г. почти вся Швеция была освобождена от датчан, удерживавших только три главные морские крепости — Стокгольм, Кальмар и Эльвсборг. Весной 1523 г. датский король, ослабленный неудачами в Швеции, был свергнут крупными феодалами в самой Дании, и бежал в Голландию.

В июне 1523 г. шведский риксдаг в Стренгнесе объявил Кристиана II низложенным, а ненавистную унию с Данией — расторгнутой. Швеция вновь обрела независимость. 6 июня 1523 г. риксдаг избрал главой государства — королем — руководителя национального движения, правителя страны Густава Эрикссона под именем Густава I Ваза.

Первые годы существования молодого государства проходили в сложных условиях непрекращающейся внутренней борьбы. Остро ощущался недостаток средств — Любек все настойчивее требовал уплаты долга, деньги нужны были на содержание войска и другие государственные нужды. В этой ситуации Густав Ваза нашел единственно правильный путь для решения назревших проблем — путь, который позволил ему получить, прочную поддержку основных социальных сил страны. Густав начал реформу церкви и с этой целью в 1527 г. вновь созвал риксдаг в Вестеросе, сыгравший важную роль в укреплении шведского национального государства.

К этому времени вселенская католическая церковь стала тормозом на пути образования централизованных национальных государств, в частности в Швеции. Католическим епископам и монастырям принадлежали крупные земельные владения, фактически не подвластные шведскому правительству; во владениях «князей церкви»- высились мощные стены епископских замков, имелась своя военная сила — отряды вооруженных вассалов и наемников. Шведские прелаты долго поддерживали датскую власть, вступив в острый конфликт с основными сословиями Швеции, что сильно подорвало престиж католической церкви в стране.

Важное значение католической церкви в шведской политической жизни XV — начала XVI в. обусловливалось и ее экономическим могуществом. Путем дарений, завещаний, покупок в руки церковных феодалов перешло множество земель шведских дворян. Ко времени ликвидации Кальмарской унии церковь стала самым крупным землевладель­цем в стране, обладая таким же количеством земель, что и все шведское дворянство в целом.

Страницы: 1 2 3 4